Отечественный кинематограф и тема алкоголизма — понятия неразрывные. Выпить наши киногерои любили всегда. Это своего рода лейтмотив любимых всеми советских фильмов — прежде всего, конечно, комедий.
Вы никогда не задумывались о том, насколько фактор алкогольного опьянения важен для развития художественной линии? Насколько он во многих случаях является определяющим для построения сюжета? Очаровательный пьяница (или просто «поддавший» человек) — это своего рода краеугольный камень российской режиссуры, забавный образ, к которому постоянно прибегали лучшие советские комедиографы, создавшие в итоге запоминающиеся и бессмертные характеры: от гайдаевского Балбеса до данелиевского Афони.
Что бы делал наш кинематограф без «градусов»? Попал бы Женя Лукашин в новогоднюю ночь в Ленинград, если бы 31 числа не надрался в стельку с друзьями в бане? Имел бы основания товарищ Саахов упечь в клинику Шурика, если бы тот не набедокурил, перебрав лишнего? Не сорвалась бы тщательно продуманная операция под кодовым названием «Дичь», если бы Семен Семеныч Горбунков и Геша Козодоев не накуролесили по пьянке в ресторане «Плакучая ива»? А разве не помог лектор, призванный читать лекцию на тему «Есть ли жизнь на Марсе?», в состоянии изрядного подпития превратить новогодний вечер в балаган, тем самым изрядно насолив товарищу Огурцову? Подобных примеров — масса.
Пьянство — это, конечно же, зло. Но советский киноалкоголик был, как правило, милым и безобидным парнем, жертвой обстоятельств. Выводя на передний план человека «под мухой» и выстраивая вокруг него закрученное повествование, наш кинематограф золотого периода ни в коем случае не лелеял увлечение зеленым змием и нисколько его не пропагандировал. Напротив, он показывал уродливую сторону «усугубления», но делал это, вызывая улыбку на лицах зрителей. Мы видели несчастного, но очаровательного в своей неприкаянности человека, совершающего такие поступки, на которые в трезвом состоянии он не был бы способен. Пьянство на экране было нормой, но показанной таким образом, чтобы было понятно, что нормой оно быть не должно. Выпил, набедокурил, побуянил — получи по заслугам: угоди в клинику, провали задание, останься в одиночестве, помучайся от изрядного похмелья, наконец. Эдакое своего рода назидание, но не в лоб, а как бы исподволь, невзначай.
Были, конечно, на советском экране и пьяницы «без причин» и без последствий: таковы, например, многие комедийные персонажи Савелия Крамарова, Георгия Вицина, Борислава Брондукова. Но и они были в лучшем случае непутевыми рохлями, в худшем — воришками-неудачниками.
Однако со временем тема околоалкогольного юмора хоть и не сошла с наших кино- и телеэкранов (в России это, наверное, немыслимо), но заметно видоизменилась. Причем, как это часто бывает, не в лучшую сторону. Смеяться над злоупотребляющими киношными персонажами хочется все реже и реже. Булдаковское «Ну вы, блин, даете!» из «Особенностей национальной охоты» — едва ли не последнее на сегодняшний день крылатое — да и то с натяжкой — изречение, прозвучавшее из уст прикольного экранного алкаша. Нынче на экране просто тупо бухают, и «бухалово» это ни к чему забавному и смешному не ведет.
Может, мы разучились снимать смешное кино? Или тема просто исчерпала себя? А может быть, проблема тотальной алкоголизации общества нынче стоит настолько остро, что смеяться над нею попросту не хочется?
Классика
• Стоит только нам взять телескоп и посмотреть вооруженным глазом, как мы уже видим две звездочки, три звездочки, четыре звездочки... Но лучше, конечно, пять звездочек.
• Кони стоят пьяные, хлопцы — запряженные.
• За чужой счет пьют даже трезвенники и язвенники!
• — На его месте должен быть я! — Напьешься — будешь.
• Шампанское по утрам пьют или аристократы, или дегенераты.
• Разбить? Пол-литра? Вдребезги?! Да я тебя!
• Мы вас вылечим. Алкоголики — это наш профиль.
• Давайте взвесимся на брудершафт!
• Ну вот, День взятия Бастилии впустую прошел...
Читайте также:
Пить надо меньше! Надо меньше пить!
Просто «Бабу»? Нет, «Брюнетку» с перцем! Кто больше – мужчины или женщины?
«Общее дело» для спасения страны
Успех — обмыть, горе — залить. Про творческих людей