Успех — обмыть, горе — залить

Денис БОЧАРОВ

29.06.2012

Почему самая известная российская слабость не в последнюю очередь присуща творческим людям, рассуждает музыкант и бизнесмен, владелец продюсерского центра и студии звукозаписи SI-Records в Москве Игорь САНДЛЕР.

культура: Правомочно ли вести речь о пьянстве как о сугубо русском недуге?

Сандлер: Конечно, в Финляндии есть финское пьянство, в Германии — немецкое, в Англии — британское и так далее. Другое дело, что русскому пьянству присущ особый колорит. У нас очень много неустроенных по жизни людей, и эту неустроенность, неприкаянность они привыкли заливать водкой. В Европе ярко выражен средний класс, у подавляющего большинства есть цель в жизни и любимое дело. В России же среднего класса нет: есть горстка очень богатых и масса ужасающе бедных людей. Не секрет, что, как правило, именно последние отдают жизнь на откуп алкоголю.

У творческих людей похожая ситуация. Очень известные музыканты в нашей стране, к сожалению, пьют по-черному. Возьмем рокеров. В России рок-культуры как таковой нет, а ведь все наши лучшие музыканты выросли на классическом роке 70-х. Однако в рамках собственных идеалов реализовать себя им, увы, не удалось. И они вынуждены были заниматься совсем не тем, что им по душе. Например, мой близкий друг Саша Барыкин пел «Букет» и «Аэропорт», а сам признавался мне, что ненавидит все эти шлягеры, но вынужден их исполнять, поскольку рок-музыка в России не востребована. Та же история с Женей Белоусовым, который собственную «Девочку синеглазую» терпеть не мог по той же причине. И вот эта их неудовлетворенность находила свой выход в алкоголе. А необходимо этот выход искать в другом, кому что ближе: для одного это может быть физический труд, для другого — здоровый образ жизни, для третьего — православие.

культура: Что же такое пьянство в конечном итоге — болезнь или распущенность?

Сандлер: Распущенность, перерастающая в болезнь. Бывает, конечно, что люди просто выпивают на радостях, когда все здорово, круто и жизнь, в общем, удалась. А потом не могут остановиться, поскольку организм начинает диктовать условия. В молодости все злоупотребляют, и я не был исключением, однако со временем начинаешь понимать ценность жизни и стараешься находить радости в другом. Лично для меня нынешний наркотик — трудоголизм, я в день успеваю переделать уйму дел. Едва ли я был бы на это способен, если бы, что называется, злоупотреблял.

культура: Вот мы говорили о неустроенности убежденных рокеров. Но ведь есть и такие артисты, которым искренне нравится заниматься попсой. Неужели среди них нет любителей хорошенько выпить?

Сандлер: Безусловно, есть. Но у них на то иные, прямо противоположные причины. Есть много успешных поп-музыкантов, которые буквально спились от своей популярности. Часто известных людей пить вынуждают обстоятельства: куда бы ни пошел, везде нальют, посадят, как свадебного генерала, за стол, сфотографируются, потом еще подольют, и так до бесконечности. А бывает, на молодых людей слава обрушивается внезапно, и они начинают ею упиваться — как в прямом, так и в переносном смысле.

культура: Возможно ли бороться с алкоголизмом не только на собственном, личном уровне, но и на государственном?

Сандлер: Едва ли. Единственное, чем государство может помочь, — это поднимать собственный статус на мировой арене: не разворовывать бюджет, запускать реально функционирующие социальные программы, вкладывать деньги в молодежь, всячески поощряя их творческие и интеллектуальные начинания. Не вылетать с треском с чемпионата Европы по футболу, наконец...

Читайте также:

Пить надо меньше! Надо меньше пить! 

Просто «Бабу»? Нет, «Брюнетку» с перцем! Кто больше – мужчины или женщины?

«Общее дело» для спасения страны 

Алкоголики — это наш профиль. Про кино 

«Упитых складывать бережно», или...  Про историю

С косых глаз. Колонка главного редактора