Исповедь одного таксиста

Григорий РЕЗАНОВ

30.09.2012

Эдуард. Просто Эдик. Возраст — около пятидесяти. Коренной москвич. Водительский стаж — двадцать восемь лет. Работа — нелегальный таксист. Что на самом деле происходит в этой сфере и почему она стала головной болью для властей и для обычных граждан? «Культура» захотела получить ответы из первых уст.

культура: Как ты попал в таксисты?

Эдик: В такси сегодня идут люди, которые потеряли или не могут найти работу и которым надо на что-то жить. Такси — оптимальный вариант. Если, конечно, умеешь водить.

культура: Можно ли классифицировать твоих коллег по этому бизнесу? У тебя хорошая просторная машина, но чаще видишь «бомбил» на «убитых» жигулях.

Эдик: Многие приезжают в Москву, берут, как ты выразился, «убитую» тачку на двоих и работают вахтовым методом. Даже живут в ней. Неделю один работает, потом другой. Кто-то на своей машине приезжает. Отработает месяц и обратно домой. Сейчас такое реже встречается. А раньше — сплошь и рядом. Клиенты, конечно, недовольны. Машины неухожены, грязь.

культура: А куда делось нормальное государственное такси? Помню, еще в 80-х поймать салатовую «волжанку» с шашечками на дверях и багажнике не было проблем. И цены не кусались.

Эдик: Государственное такси давно перестало существовать. Сейчас только частные компании.

культура: А почему?

Эдик: Перестройка у нас случилась...

культура: Сегодня реально возродить на государственном уровне этот бизнес?

Эдик: Нет, конечно. «Бомбил» без лицензий не уберешь с дорог. Как они были, так и останутся. Да их и раньше хватало. С лицензией тоже полная ерунда, одна головная боль. Надо было сделать, как в других странах, — покупаешь лицензию и работаешь. Годовая стоимость, скажем, 50-100 тысяч. Мне проще, не надо отчитываться в налоговой, объясняя, почему не работал какое-то время. Я ведь сдам им «пустышку». Опять же, не все деньги проходят по налоговой полностью. А если государство продаст, скажем, миллион лицензий по 100 тысяч, — сразу хорошие деньги в казну. Не обязательно лицензии делать пожизненными, пусть будут на год. Совершил грубое нарушение — лишился. И не надо придумывать велосипед.

культура: А почему не сделают так, как ты говоришь?

Эдик: Не знаю. А то, что сейчас замутили, не пойдет. По сегодняшним законам я должен каждые полгода делать ТО у официальных дилеров. Если это моя собственная машина, я не то что раз в полгода, а каждые два месяца загоняю ее в сервис. Пробег же большой. Масло меняю, расходники. Почему я должен делать только у официальных дилеров? У них цены завышены. Есть специализированные техцентры для любых моделей, где цены в три раза ниже. Обслуживаясь у дилеров, останешься без штанов, и работа при таких затратах потеряет смысл.

культура: Ты работаешь без лицензии, которая сегодня выдается бесплатно. Тебя это вполне устраивает?

Эдик: Смысла нет ее получать. Во-первых, как я уже говорил, придется постоянно отчитываться в налоговой. Но это ладно. Раз в год можно сходить, заполнить декларацию. Во-вторых, перед выездом на линию должен пройти медицинское освидетельствование, которое подтвердит, что здоров и не пьян. А чтобы получить эту справку, я должен быть прикреплен к медучреждению — за свои деньги. И эта поликлиника должна работать круглосуточно. Ведь заказы бывают в любое время суток. То есть я ночью перед выездом должен пройтись по врачам. А они по ночам не работают. И это надо делать каждый день! Абсурд.

культура: Получается, закон не работает по объективным причинам?

Эдик: Конечно. И работать не будет.

культура: Большая среди вашего брата конкуренция?

Эдик: Приличная. Но у меня постоянные клиенты. Им нравится машина, как езжу. Мне доверяют. А это дорогого стоит. Естественно, эти доходы никогда нигде светить не буду. А быть кормушкой для гаишников, вешая «шашечки» — не хочу.

культура: Так ничего и не изменилось после принятия «полицейского» закона?

Эдик: Абсолютно ничего. После повышения штрафов только взятки стали больше. От выделенок никакого прока. Общественный транспорт все равно ездит пустой. Дорогу сузили на одну полосу — километровые пробки превратились в десятикилометровые.

культура: Зато штрафы за езду по выделенным полосам значительно пополнили городской бюджет.

Эдик: Обдираловка чистой воды. К тому же техника работает с большой погрешностью. Уже подано несколько тысяч заявлений в суд за неправильные показания видеорегистраторов. А сколько водителей плюнули на тяжбы? Проще заплатить и не связываться.

культура: Сам попадал в такие истории?

Эдик: Да. Знаю, что ехал шестьдесят в том месте, а мне присылают бумажку, в которой написано 120. Естественно, из-за тысячи я не стал шум поднимать. Пошел в «Сбербанк» и оплатил штраф.

культура: У тебя дорогая машина — Ford C-Max. Окупается?

Эдик: Только за счет постоянных клиентов. Я ее купил за миллион двести. Три года мне потребуется, чтобы автомобиль окупился. Можно, конечно, и раньше отбить деньги, но придется тогда в ней жить, как те ребята, о которых мы говорили. В итоге: семья меня не видит, здоровье испорчено...

культура: Но, тем не менее, ты этим занимаешься...

Эдик: Кушать-то хочется.

культура: Много говорится о том, что начнут ловить «бомбил» и знают, как это делать. Твое мнение — можно поймать?

Эдик: Десяток «на подсадного» поймают. А их тысячи! Вон они стоят у вокзалов, у крупных магазинов, в аэропортах. К ним же просто так не подойдешь. Стоят себе без всяких шашечек, ничего не нарушают.

культура: В аэропортах, у вокзалов своя мафия?

Эдик: Конечно. Все контролируется, ищут клиентов и сажают к своим людям. Чужому водиле там не дадут заработать. В лучшем случае проколют шины. Все, как раньше было.

культура: Сколько в сутки бывает заказов?

Эдик: Когда как. Один-два. Загруженные дни: четверг, пятница, суббота. И конечно, праздники, каникулы. Люди улетают, прилетают. А я их провожаю, встречаю.

культура: Как очень опытного водителя не могу тебя не спросить: что происходит с нами? Я имею в виду страшную аварию на Минской улице, в которой погибло семь человек, пятеро из них дети.

Эдик: Пьяные за рулем были и будут. Убийце-отморозку, у меня другого нет для него определения, 29 лет. Это представитель молодежи, упущенной в перестроечное время. Они так воспитаны, а скорее недовоспитаны. В данном случае — это не только проблема пьянства за рулем, а острый социальный вопрос.

Читайте также:

Пожизненная кара

Уроки вождения

Игумен Петр (Васильев): «У священника за рулем — двойная ответственность»

Байковый мир