Байковый мир

Нильс ИОГАНСЕН

30.09.2012

Народ одобрительно обсуждает взаимовыручку дальнобойщиков в Кировской области. Но есть и еще одна категория автограждан, которым без солидарности — просто никак. Байкер байкеру — друг, товарищ и брат.

Недавно представители движения «Мотограждане» ходили к московским властям с просьбой разрешить байкерам ездить по выделенным полосам для общественного транспорта. Во многих европейских странах такая льгота введена — ведь мотоциклисты существенно снижают нагрузку на городские магистрали, — и столичные чиновники вняли этой аргументации.

Но лоббирование интересов мотосообщества — лишь малая часть деятельности движения. Главное — помощь на дорогах. Случись что, и всем мотоциклистам рассылаются SMS-ки с просьбой подъехать и помочь.

Ситуации бывают разные. Кто-то проколол колесо, а насоса нет, кому-то нужен ключ на 13 или крестовая отвертка, третьему надо помочь правильно оформить документы по ДТП. А иногда приходят и более тревожные сообщения: «просьба проконтролировать ситуацию», «назревает конфликт». Далеко не все положительно относятся к байкерам. По мнению определенной категории людей, они виноваты всегда и во всем. Даже когда ситуация прозрачна на все сто процентов и понятно, что человек на двух колесах ни при чем.

Причин тому предостаточно. Некоторым просто завидно, что они стоят в пробке, а мотоциклисты едут, пробираясь между рядами. Им норовят перекрыть движение, не пропустить. Торчание в многочасовых пробках вообще не способствует психическому равновесию, вот народ и бесится. Вырвалась машина «на свободу» — водила со злости жмет на газ, от бешенства он никого и ничего не видит. Именно поэтому мы стараемся со светофоров «уходить в точку» — динамика у мотоцикла лучше, чем у авто, и таким образом байкеры обеспечивают себе безопасность. Рывок, когда загорелся зеленый, — вовсе не от желания погонять, а от стремления выжить на дороге.

Мотоциклисты выживают сами и помогают выжить другим. Если вы на байке стоите на обочине, к вам обязательно будет подъезжать народ и интересоваться — все ли в порядке, не нужна ли помощь. И всегда ее окажут — поделятся бензином, если брат «обсох», накачают колесо, помогут что-то починить. Как-то автор этих строк вместе с еще одним подъехавшим байкером «колупали» казенный BMW R1200RT сотрудника мотобатальона, у того «заглючила» электрика. В чем дело, разобрались — сгорел один из предохранителей.

С мотобатовцами у мотоциклистов тоже своеобразные отношения, совсем не такие, как у водил с обычными гаишниками. Они такие же, как мы, только в форме. За превышение скорости тормозят редко, легко отпускают, если нет техосмотра, просрочено ОСАГО. За езду без шлема вас обзовут Дунканом Маклаудом и могут поинтересоваться, имеется ли с собой запасная голова. А вот без прав или пьяным лучше не попадаться, мотобатовцы в этом отношении лютуют. Мотик — на штрафстоянку, виновника — на освидетельствование или в полицию. И это правильно!

Что самое интересное — мне почему-то не попадались среди байкеров в форме откровенные негодяи. Быть может, просто везло, а может, их там просто гораздо меньше, чем в среднем по нашей доблестной ДПС. Очень часто просто верят на слово. «Документы в порядке? — В порядке. — Верю. — Ну давай постоим что ли, покурим, поболтаем». Стоим, курим, болтаем, обсуждаем насущные проблемы мотосообщества, они у нас практически одни и те же.

Как-то патруль мотобата стоял прямо у моего дома. Я припарковался и пошел домой. Вернулся — все еще стоят, тормозят скутеристов. Подошел, поинтересовался, что и как. И тут на меня просто вылился поток жалоб. «Вот, начальство заставляет ловить тех, кто катается на крупнокубатурных скутерах без прав» (разрешено до 50 «кубиков», на все, что имеет больший объем мотора, уже нужны «корочки»). А ты докажи, что тут 70 или 100-150 «кубов», нас просто посылают по матушке...»

Да, это действительно проблема. И их, гаишников, и наша тоже. Шныряющие «бешеные табуреты» — ужас российских дорог. Они устраивают ДТП как с машинами, так и с мотоциклами, а привлечь их к ответственности совершенно невозможно — прав нет, ОСАГО тоже, а техника в 99% случаев ничего не стоит. Виновники аварии иногда просто бросают свои скутеры и пускаются наутек, дабы не «огрести», ибо иных методов воздействия пока не придумано.

Как только власти пытаются заикнуться о введении прав на «табуреты», поднимается вой «либеральной общественности» на старую тему «ущемления прав российских граждан». То, что на Западе в большинстве стран на скутер любой кубатуры требуется водительское удостоверение соответствующей категории, их почему-то не волнует.

Байкерское сообщество далеко не идеально, тут тоже хватает хамов. Они специально сносят водителям зеркала, катаются по встречке, ревут по ночам «реальными прямотоками» и лезут в драку с первым встречным. Но таковых меньшинство, это точно. Зато сознательных людей, готовых помочь моим мотобратьям, становится все больше. Вспомните май этого года, когда в Ираке задержали российских байкеров. У посольства этой страны в Москве тогда собралась огромная толпа мотоциклистов, причем совершенно стихийно. Инициативная группа просто сообщила всем время проведения акции и добавила к порыву людей чуток организованности. МИД тут же зашевелился, и ребята вышли на свободу.

Байкера многие представляют патлатым дьдькой в косухе, который постоянно ругается матом и пьет пиво из горла, но этот образ давно уже не соответствует реальности. Как ни странно, мотоциклисты в массе своей — культурные и образованные люди. В общем, не надо бояться человека на байке.

Китай или Белоруссия?

Наиболее жесткие наказания для водителей, совершивших ДТП, в которых погибло много людей, сегодня действуют на Востоке. Так, в Китае за это расстреливают, причем с должной регулярностью — любителей покататься «подшофе» там тоже предостаточно.

Аналогичным образом поступают в Таиланде, причем местную Фемиду не остановит даже то, что обвиняемый является гражданином другого государства.

На Украине до сих пор действуют нормы советского правосудия — смертная казнь там отменена, но на 15 лет сажают. В США за «пьяные» аварии с массовыми смертями на электрический стул не сажают, но за решеткой придется провести 20 лет, а то и больше. Европа более либеральна, хотя и тут можно попасть в тюрьму лет на десять. А вот в соседней Белоруссии, которую почему-то многие считают «диктаторским» государством, законы мягче. Согласно части 3 статьи 317 УК РБ «Нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств» в случае, если по вине водителя погибли два или более человека, он «наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения». Впрочем, алкогольное или наркотическое опьянение и здесь является отягчающим обстоятельством, в таком случае дадут на год-другой больше.

Как наказывали в СССР

Советское правосудие было достаточно суровым к нарушителям ПДД. Так, в Уголовном Кодексе 1926 года написано, что «сознательное злостное нарушение правил движения (так называемое «лихачество», хулиганские побуждения, вождение в нетрезвом виде и т. д.), повлекшее несчастные случаи с людьми — смерть или увечье потерпевшего, — должно квалифицироваться соответственно как умышленное убийство или умышленное тяжкое телесное повреждение по ст. 136 или 142». За означенные в этих статьях УК преступления тогда давали до 10 лет.

Кодекс 1960 года стал еще более жестким. Статья 211 «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств лицами, управляющими транспортными средствами» гласила: «Действия... повлекшие гибель нескольких лиц, наказываются лишением свободы на срок от трех до пятнадцати лет с лишением права управлять транспортными средствами на срок до пяти лет или без такового».

15 лет — в СССР по УК 60-го года это был максимальный срок, за более тяжкие преступления — расстрел. Поставить к стенке могли и человека, учинившего ДТП с многочисленными жертвами, особенно если среди них были дети. В те годы, вопреки сложившемуся мнению, народ далеко не безмолвствовал, громкие суды собирали массу людей, а обвиняемых частенько приходилось охранять от разъяренной толпы. Вполне вероятно, что Александра Максимова в Советском Союзе расстреляли бы. В противном случае могли просто начаться волнения.