Супергерой – птица гордая

Борис ГРИШИН

21.01.2015

До российских экранов добрался главный претендент на «Оскара», экстравагантная трагикомедия, сочетающая жанр производственной театральной драмы и сюрреалистического блокбастера — «Бёрдмэн» Алехандро Гонсалеса Иньярриту. 

Печальный пятидесятилетний актер медитирует в гримерке, неподвижно паря над полом в позе лотоса. Полет необходим Риггану Томсону (Майкл Китон) как воздух — некогда прославившийся в роли супергероя Бёрдмэна, он дебютирует на бродвейских подмостках в поставленной за собственный счет камерной драме. Надеется доказать всему миру, а главное — себе, что он не «хромая утка» из забытого комикса, а выдающийся режиссер и великий актер. Разумеется, Ригган совершает ошибку за ошибкой — начиная с выбора нелепой пьесы.

За считанные дни до премьеры все начинает разваливаться — получив травму, сходит с дистанции партнер. Актриса Лесли (Наоми Уоттс) предлагает ввести в спектакль бойфренда — восходящую театральную звезду Майка Шайнера (Эдвард Нортон). Продюсер и друг Томсона Джейк (Зак Галифианакис) в восторге: юношу обожает бомонд, его согласие может спасти постановку. Но на первой же репетиции выясняется, что Ригган не годится Шайнеру в подметки. Майк великолепен и эксцентричен, ему плевать на страдания Томсона, узнавшего о беременности партнерши и музы Лоры (Андреа Райзборо), неспособной сосредоточиться на игре. 

За «всем этим джазом» с горькой иронией наблюдает ассистентка режиссера — дочь Томсона от первого брака, наркоманка Сэм (Эмма Стоун). В театр регулярно наведывается ее мать Сильвия (Эми Райан), все еще влюбленная в Риггана и пытающаяся давать ему советы. «Вы знаменитость, а не актер», — безапелляционно заявляет модный нью-йоркский критик Табита (Линдси Дункан), собирающаяся растоптать спектакль до премьеры. Последняя надежда Томсона — альтер эго. Материализовавшийся Бёрдмэн наделяет Риггана духовными дарами: левитацией, телекинезом и прочими суперспособностями. «Ты всемогущ, а они — ничтожества», — внушает герою славный птах. Но и его тошнит от постановки.

Редкий случай — новаторский фильм, моментально завоевавший сердца критиков и публики. Алехандро Гонсалес Иньярриту снял отличную комедию — калейдоскоп непредсказуемых сюжетных поворотов и визуальных находок, стопроцентно актерскую картину, позволяющую реализовать арсенал лицедейской магии каждому исполнителю. Кино-шоу, напоминающее «Весь этот джаз» Боба Фосса, переснятый Ларсом фон Триером с оглядкой на нью-йоркские шедевры Вуди Аллена. 

Выбор актеров был очевиден. Прославившись ролью Бэтмена, Китон на четверть века выпал из звездной обоймы. Нортон, начинавший как бродвейский кумир, простился с подмостками, покорил Голливуд. И все же уникальным делают «Бёрдмэна» не их бенефисы, а ювелирная операторская работа Эммануэля Любецки — Иньярриту снимал эпизоды целиком, обходясь, где только возможно, без склеек. Единым дублем. 

Итог: эксцентрический балет проносится на одном дыхании, кружит голову и очаровывает психологической глубиной. Заставляет задуматься о цене успеха, выбирающего из тех, кто может первым посмеяться над собой.