09.04.2015
культура: В чем заключается миссия Вашего издания?
Якунина: Сегодня русская диаспора во Франции крайне неоднородна. Это и потомки первых двух волн эмиграции, и бывшие диссиденты, и, наконец, нынешние студенты, ученые, компьютерщики, представители творческих профессий. Что у них может быть общего? Конечно, русский язык. Поэтому наша задача — в объединении читателей на его базе.
культура: Кто составляет основную аудиторию «Очевидца»?
Якунина: Когда мы запускали газету, то в первую очередь рассчитывали на живущих во Франции русских. Но интернет, как известно, не имеет границ, и теперь нас читают в России, на Украине, в Казахстане, по всей Европе. А также в Израиле и США.
культура: Какие материалы получают наибольший отклик?
Якунина: Жизнь сейчас настолько политизирована, что самые горячие дискуссии на нашем сайте разгораются вокруг статей о минских договоренностях или трагических событиях в редакции «Шарли Эбдо». Само собой, французских читателей волнуют социальные проблемы: новые налоги и законы, повышение различных тарифов, безопасность в пригородах, проблемы обслуживания в больницах — каждодневные реалии, не попадающие в поле зрения туристов.
культура: Сегодня Ваши тексты доступны и на французском...
Якунина: Это была инициатива местных славистов. Переводами в основном занимаются студенты, изучающие наш великий и могучий. Благодаря их работе, круг наших читателей значительно расширился. Теперь «Русский очевидец» читают французы, которые интересуются Россией, ее культурой, историей, современными событиями.
культура: Вы акцентируете внимание на франко-российских связях?
Якунина: Мы участвуем в ежегодном деловом форуме «Франция — Россия». Выступаем информационным спонсором Russenko — дней русской культуры и дней русскоязычной литературы во Франции. Следим за строительством духовно-культурного центра на парижской набережной Бранли и православного собора в Страсбурге. Освещаем и события русскоязычной диаспоры. К примеру, Всемирный форум соотечественников — в нынешнем году он соберется уже в пятый раз.
культура: Есть материалы, которыми Вы особенно гордитесь, считаете своими творческими удачами?
Якунина: В сентябре 2014 года «Русский очевидец» вместе с нашими моряками участвовал в десятидневном учебном походе на вертолетоносце «Владивосток», одном из тех самых «Мистралей», выстроенных на верфях в Сен-Назере. После плавания мы разместили на сайте фоторепортаж, вызвавший исключительный интерес. Подобных публикаций в мировой прессе не было и нет.
культура: «Русский очевидец» освещает реакцию французов на украинские события совсем не так, как здешние СМИ.
Якунина: В 2014 году в Париже прошла череда манифестаций в защиту мирного населения Донбасса. На площади Шатле в самом центре столицы была развернута фотовыставка документальных свидетельств о гибели детей на юго-востоке Украины. Позже на площади Бастилии состоялся митинг-концерт против войны в Донбассе. На этих мероприятиях ни разу не появился ни один французский журналист, хотя о них загодя известили все редакции. «Русский очевидец» был единственным изданием, освещавшим эти события. Та же история наблюдалась и с многочисленными русско-французскими культурными проектами. Парижская пресса молчала. Мы же стараемся писать о том, что не находит отклика в других здешних изданиях. Стремимся обеспечить плюрализм мнений в условиях, когда наши соотечественники подвергаются на Западе постоянному информационному прессингу. Им необходимы альтернативные источники.
культура: Вы шагаете в ногу со временем и все активнее используете в своих материалах видеоряд.
Якунина: Двухминутный ролик порой собирает рекордную аудиторию. Меня саму поразило, сколько человек посмотрело на нашем сайте запись беседы с главой комитета Госдумы по международным делам Алексеем Пушковым после заседания ПАСЕ по Украине. На ура прошел рассказ о том, как в декабре прошлого года из России во Францию везли рождественскую елку. Ту самую, которую установили у Собора Парижской Богоматери. Правительство Москвы не просто подарило ель, но и в разгар санкций доставило ее в рекордные сроки через все границы и санитарные европейские барьеры.
культура: Наверное, «Русскому очевидцу» необходима государственная программа помощи российским СМИ за рубежом, о которой уже давно говорят?
Якунина: Поддержка нужна нам как воздух. Во Франции почти все издания находятся под крылом крупных частных компаний. Несмотря на это, государственная поддержка местных СМИ составляет более 400 миллионов евро в год. Субсидируются очень многие, но «Русский очевидец» в это число не попадает. Так что мы регулярно оказываемся на грани выживания.