Две «Любви» и много смерти

Светлана ХОХРЯКОВА, Канн

25.05.2012

В ближайшее воскресенье юбилейный 65-й Каннский кинофестиваль подведет итоги. Небывалая для Лазурного берега погода разрушила праздничную атмосферу.

Под беспрестанными дождями на красной дорожке уже не выстраивались, как обычно, элегантной шеренгой операторы и фотокоры в черных костюмах и бабочках, снимающие звезд. Только актрисы стойко держались, выходя при любых обстоятельствах во всей красе на хлюпающую под ногами ковровую дорожку. Но энтузиазму профессиональных зрителей, а других тут не бывает, нет предела. Все мы выстаиваем по несколько часов в промозглые дни под зонтами, чтобы попасть на тот или иной фильм. Вымокнув насквозь, публика просушивает одежду и обувь прямо в зале, оставаясь босиком. Ушлые торговцы процветают: зонтики перед входом в фестивальные залы расходятся на ура.

В воскресенье торжественно отметили 65-летие фестиваля не только праздничным ужином для избранных, но и показом фильма, специально созданного к дате под руководством президента фестиваля Жиля Жакоба. Представлять его вышла на сцену славная когорта из семнадцати режиссеров: председатель жюри Нанни Моретти, Аббас Киаростами, Кен Лоуч, братья Дарденн, Клод Лелуш, Дэвид Кроненберг, Андрей Кончаловский, переставший быть затворником Роман Полански (его постоянно сопровождает совершенно неузнаваемая Настасья Кински). Такого рода мероприятия и составляют особую прелесть Каннского фестиваля.

Конкурсная программа очень пестрая, разная по уровню, хотя совсем уж заурядных картин нет. Объединяющим началом являются громкие имена. В рейтинге критиков пока лидируют два фильма — «За холмами» румына Кристиана Мунджиу и «Любовь» Михаэля Ханеке. Оба режиссера уже имеют по «Золотой пальмовой ветви».

После картины «4 месяца, 3 недели и 2 дня» от Мунджиу, как молодого режиссера, постоянно ждут чего-то необыкновенного. Соответствовать трудно. В Канне он даже высказался на этот счет, просил от сравнений уйти. События нового фильма Кристиана Мунджиу «По ту сторону холмов» происходят в современной Румынии. Одна из героинь приезжает из Германии в монастырь к подруге, посвятившей себя Богу. Свыкнуться с тем, что там происходит, она не может, да и состояние души не самое спокойное. Ситуация дойдет до крайней точки, и девушке попытаются помочь, чтобы избавить ее от якобы вселившегося дьявола. Исход окажется ужасен.

Смерть и путешествие стали ключевыми темами нынешнего фестиваля, так или иначе они проходят через многие фильмы. Мунджиу снимал историю любви и попытался рассказать о том, на что идут люди во имя этого чувства. Кристиан считает, что в его картине есть жертва, но нет виноватых, и это история не отдельно взятого монастыря, а румынского общества в целом. Замысел фильма появился благодаря реальной истории, случившейся в Румынии и описанной потом в книге «Смертельная исповедь». Актриса Дана Тапалага, сыгравшая настоятельницу монастыря, будучи набожным человеком, страдала от того, что видение режиссера не всегда совпадало с ее убеждениями. Она выразила надежду, что после премьеры в Румынии ее все-таки будут пускать в церковь.

«Любовь» Михаэля Ханеке — своего рода путешествие в сторону смерти, почти физиологическое. Пожилые супруги, некогда учителя музыки, заботятся друг о друге. Когда после инсульта жена оказывается частично парализованной, муж дает обещание не отправлять ее в больницу и заботиться о ней до конца. Но человеческому терпению есть предел. Закончится все трагически и безысходно. Актерский дуэт не снимавшегося 14 лет Жана-Луи Трентиньяна и Эммануэль Ривы — высочайшего уровня. Михаэль Ханеке говорил о том, что, дожив до определенного возраста, каждый из нас сталкивается со страданием. Он считает, что снял очень простой фильм — про смерть и готовность достойно ее принять.

Как и в случае с Мунджиу, датский режиссер Томас Винтерберг снял картину «Охота» на документальной основе, после того как прочитал газетные статьи о сексуальном насилии в отношении детей. В Дании, по его словам, считается, что только дети да пьяницы говорят чистую правду. Но в фильме все не так. Из-за богатого воображения пятилетней Клары, сочиняющей небылицы о воспитателе детского сада, человек становится изгоем. Даже доказав свою невиновность и избежав тюрьмы, он так и останется жертвой. А среди его друзей и близких мало тех, кто готов протянуть руку помощи...

Иранский классик Аббас Киаростами вновь предпринял путешествие в экзотическую для него страну. Его первый европейский опыт «Копия верна» с Жюльетт Бинош в главной роли, снимавшийся в Италии, свидетельствовал о том, что вряд ли стоит отрываться от корней. Но Киаростами на сей раз делал фильм в Японии на языке этой страны. В «Как будто кто-то влюблен» задействованы тамошние актеры, и фильм в целом близок к стилистике кинематографа этой загадочной страны. В Канне мэтр весьма категорично заявил, что ему не удалось уловить душу японского кино. Оно показалось ему бледной копией голливудской продукции. В его собственном фильме также нет души, а равно нет начала и конца, но это-то как раз напоминает жизнь.

Австрийский режиссер Ульрих Зайдль представил первую часть своей трилогии «Рай: любовь». Премьера второй картины этого триптиха состоится в Венеции. Пятидесятилетняя героиня «Рая» едет в Кению в секс-тур в компании пожилых и безобразных европейских женщин. Там они проводят время с молодыми темнокожими мужчинами, готовыми ради заработка на все. Сделана картина лихо, а вслед за смехом надвигается ощущение кошмара, стоит только увидеть тощих черных любовников и бесформенных европеек, отжимающих из них все соки. Ассоциации с увядающей Европой, питающейся кровью развивающихся стран, сразу же приходят в голову.

Абсолютно сумасшедшую, зловещую и смешную картину «Холи Моторс» снял Лео Каракс и посвятил ее недавно ушедшей жене — русской актрисе Кате Голубевой, снимавшейся в европейском кино. Когда-то еще в свою бытность в Москве, уже имея опыт работы с хорошими французскими режиссерами, она буквально перебивалась с хлеба на воду, работала чуть ли не дворником. Последний кадр с ее портретом, а она была особой красоты женщина, не сопровождается титрами перевода. Прочитать посвящение могут только знающие русский язык: «Катя — тебе». Погребально-кладбищенская тема доведена до трагического абсурда. Господин Оскар меняет обличья, его сопровождают тени прошлого. У него нет пристанища, он всегда один. Актер Дени Лаван — альтер эго режиссера — разгуливает среди надгробий, пожирая траурные букеты. Надо быть Караксом, чтобы достичь в такие моменты величайших высот. А вообще это фильм отчаявшегося человека. Другое дело, что боль, захлестнувшая его, позволила создать произведение, приближенное к гениальному.

Официальный показ картины «В тумане» Сергея Лозницы, сделанной с российским участием, состоится сегодня, 25 мая, в предпоследний день конкурсного показа. Такие вещи бывают неслучайными. Но не в наградах счастье. Сам факт участия в фестивале такого класса — достижение, к которому стремятся всю жизнь и чаще всего так и остаются при своих мечтах и амбициях.