Берег Лазурный, Земля Сибирская

Елена ФЕДОРЕНКО, Канн

30.08.2013

Завершился 16?й каннский Фестиваль российского искусства — наш самый крупный государственный проект во Франции в области культуры.

Французская Ривьера ждет фестиваль, традиционно организуемый Дирекцией международных программ, Министерством культуры и Министерством иностранных дел Российской Федерации, мэрией города Канн и Дворцом фестивалей и конгрессов (в нынешнем году к ним примкнуло и правительство Омской области), с неизменным нетерпением. Он проводится ежегодно и всегда — в последнюю неделю августа.

До совершеннолетия фестиваль в Канне дожил, поскольку ладно скроен и крепко сшит. Идея Никиты Михалкова показать Лазурному берегу самобытное искусство многонациональной России отнюдь не выглядит прагматичной. Речи об экспорте культуры нет, налицо — неподдельная любовь к родной стране, к ее истории. А то, что делается по любви, обходит любые препятствия.

Летавший над Канном самолетик с полощущимся на ветру баннером «NAVALNIY» (видимо, здесь сейчас пребывает основной электорат) воспринимался декорацией к чему угодно, только не к Фестивалю российского искусства. Образ современной России складывался здесь из встреч, фильмов, выставок и концертов, показов мод, уличных игр и шествий.

Каждый год фестиваль представляет один из регионов России, на нынешнем правила бал Омская область. За два часа до официального открытия площадь перед Дворцом зазвенела детскими голосами. Выступали победители конкурса «Утренняя звезда Омска». Представлял их доброжелательный детский теленаставник Юрий Николаев. Вот голосистая семилетняя Рада — готова петь без умолку. Вот 12?летний любимец публики Мурад Самедов — человек серьезный, забот немало: и к концертам подготовиться, и родным сувениры выбрать («маме уже купил духи»), и в море поплавать. На вопрос, что такое сибирский характер, отвечает вдумчиво: «Сибиряк — он особенный и честный». Губернатор Омской области Виктор Назаров считает, что сибирский характер есть выдержанность, спокойствие, надежность. А министр культуры Владимир Мединский объяснил, что натуру настоящего сибиряка формирует сама природа — летним зноем до плюс сорока градусов и зимними стужами до минус сорока. Закаляет людей, как сталь.

Большинство омских детей впервые увидели море и попали за границу. Видимо, по этой причине старались как никогда, и привели фестивальную аудиторию в восторг.

Каннская публика — разговор особый. Среди завсегдатаев признак хорошего тона — заблаговременно приобрести билеты на фестивальные показы. На закате лета в Канн подтягивается публика со всего Лазурного берега, от Ментона до Сен-Тропе.

На пляже к нам подходит бизнесмен из Москвы: «Знаете, мы всегда отдыхаем на Лазурке и на фестивальную неделю спешим в Канн, это — святое. Здесь собираются действительно лучшие артисты и музыканты. Каждый год — новый край: Дагестан, Татария, Хакасия, Вологодская область… Где в Москве можно такое увидеть? А в Канне — пожалуйста».

Мэр Бернар Брошан гордится тем, что его родной город дружит с Россией и фестивальная публика исчисляется тысячами. Бернар — друг Мишеля Платини, фанат культуры, в том числе и физической («Из 74 тысяч жителей Канна треть занимается спортом, у нас его больше ста видов»). На встрече с российской делегацией в мэрии Брошан пустился в воспоминания: «Я управляю городским хозяйством 12 лет, а до этого возглавлял рекламное агентство Eurocom. Мы готовили материалы для проката фильма «Очи черные» Никиты Михалкова и тогда, в 1987?м, с ним и познакомились. С тех пор я очень люблю Михалкова. Оказалось, что придумать ему подарок — большая проблема. Гран-при Каннского фестиваля у него есть. Как и французский паспорт — ведь он почетный гражданин Канна. Решили специально для него создать пальмовую ветвь…» А Никита Сергеевич подарил Брошану символический ключ от фестиваля, прокомментировав: «Руки у тебя надежные, и мы знаем, что ты не только отличный мэр и друг России, но еще и просто замечательный мужик».

Театральную программу фестиваля открыл Государственный Омский русский народный хор — гордость Земли Сибирской. «Здравствуй, матушка Сибирь!» — программа фирменных хитов коллектива: лихая «Масленица», «Скоморошина», «Ямщицкая пляска», народные песни и танцы сложились в спектакль о людях крепкого духа, богатырского здоровья, радостных, неунывающих, закаленных суровым климатом.

На изысканной выставке уникальных ремесел и народно-художественных промыслов всегда многолюдно: костюмы служилых людей Сибири, реконструкции военно-исторических доспехов, резные композиции из бивней мамонтов. Искусы женского рукоделия — снова модные коврики-дерюжки, лоскутные одеяла, покрывала, похожие на замысловатые картины, — рождаются прямо на глазах. Сибирских куколок мастерицы делают вместе с детишками. Глиняные игрушки, например с названием «С ярмарки едем и поем, и подарочки везем», рассматривают подолгу: в ряд — расписные сани, важные гуси, упитанные свинки, веселые поросята, остроносые хохлатки, среди любопытствующих не протолкнуться.

Веселая сибирячка рассказывает о деревянных поделках: «Как? Вы не знаете, что такое барабанки? Музыкальный инструмент пастухов: выпиливали дощечку и деревянные палочки, иногда просто брали две веточки. Если дощечка тонкая и звонкая, то подобрать можно любые мелодии».

Перед Дворцом развернулись мини-концерты фольклорных коллективов и духового оркестра, кукольные представления, дефиле барабанщиц и ветеранов Кремлевского полка.

Гала-вечер «Русская ночь» — давно сложившийся формат. Билетов не достать. «Ночь» славится своими почетными гостями, бывали здесь Морис Дрюон и Мишель Легран, Пьер Карден и Мирей Матье, Шарль Азнавур и Патрисия Каас. Нынче почетный знак фестиваля «За выдающийся вклад в укрепление культурных связей между Россией и Францией» вручали легендарному артисту и режиссеру, 85?летнему Роберу Оссейну. Наш зритель знает его в основном по фильмам про Анжелику. Исполнитель роли Жоффрея де Пейрака получил награду из рук советника президента России по культуре Владимира Толстого и сказал, что тоскует по русской речи: «Любовь моя к России и ее слову, наверное, генетического происхождения. В детстве я говорил только по-русски, ведь моя мать приехала во Францию из России, там же учился и отец. Я говорил по-русски и когда был женат на Марине Влади. Русская культура огромна, и в ней много необыкновенной духовности. Она привела меня к Богу и научила делиться с теми, кто беднее, кто испытывает нужду».

Чрезвычайный и полномочный посол Российской Федерации во Франции Александр Орлов вручил мэру Канна Орден Дружбы. Указ о награждении подписан Владимиром Путиным. Ответно Брошан заметил: «Праздник привозят нам удивительные люди из России. Они всегда улыбаются. Поскольку я тоже всегда улыбаюсь, то, наверное, стал немножко русским».

«Русская ночь: из Сибири с любовью» завершилась получасовым фейерверк-шоу. Пятнадцатикилометровые бульвары вдоль пляжей заполнились до отказа. Сказочные огни освещали домики над морем, роскошные фасады прибрежных гостиниц, манекены в витринах бутиков, раковины устриц в прибрежных ресторанах, спящие в акватории яхты…

Меньше столетия понадобилось Канну, чтобы из тихой рыбацкой деревушки Прованса превратиться в город космополитической судьбы. Отдыхавшие здесь коронованные особы из разных стран сложили репутацию современной Ривьеры как курорта класса «люкс». Моду на искусство привили Лазурному берегу русские: сюда неугомонный Дягилев привозил гениев танца Павлову и Нижинского, морской бриз разносил голос Шаляпина, здесь начинающий хореограф Георгий Баланчивадзе привыкал к своему новому имени — Джордж Баланчин. Традиция фестиваля шагнула через столетие, и нынешние его организаторы оказались правопреемниками коронованных особ от искусства близкого-далекого прошлого.

Один из фестивальных дней посвятили российским фильмам последних лет: «Реальная сказка» Андрея Мармонтова (исполнитель роли Иванушки Сергей Безруков приехал в Канн для разговора со зрителями), «Орда» Андрея Прошкина, «Дирижер» Павла Лунгина, «Кококо» Авдотьи Смирновой. Сюрпризом стала ретроспектива фильмов Никиты Михалкова «Несколько дней из жизни И.?И.?Обломова» и «Раба любви». А вот Артем Михалков — в качестве президента молодого Национального кинофестиваля дебютов «Движение» (кстати, проходящего в Омске) — представил пронзительный документальный фильм «Линар». Его автор Настя Тарасова рассказывает о мальчике из Уфы, попавшем в итальянскую клинику для пересадки сердца. Фестиваль — спутник молодежного искусства экспонируется в Канне как преамбула к большому фесту. Генеральный продюсер обоих фестивалей, директор Дирекции международных программ Татьяна Шумова рассказывает: «В этом году мы привлекли внимание публики к проблемам детей с ограниченными возможностями, показав фильмы — лауреаты фестиваля «Дитя Вселенной». «Другим детям» посвятили и круглый стол. На Круазетт выступил детский духовой оркестр из Омска, в его составе — дети с ограниченными возможностями».

Детскую тему на Фестивале продолжил омский Молодежный театр «Третий круг», чей руководитель Флора Бабаджанян придумала спектакль «Волшебник страны брусничного мороженого». Малыши из зала бросались на сцену защищать героиню от разбойников, подпрыгивали за лакированными мыльными пузырями и, раскрыв рот, следили за баянистами-виртуозами. На улице артисты «Третьего круга» показали интерактивный спектакль «На краю земли». Слов не было, но маленькие зрители легко разобрались в сюжете. Правда, включившись в игру «в снежки», так и не поняли, что это такое. «Представляете, мой пятилетний сын весь вечер просил рассказать меня о зиме. Но я и сама снег видела только в кино,?— сетовала жительница русского квартала.?— Моя бабушка уехала из России сразу после революции, я по-русски говорю плохо, а сын вообще не знает ни слова». Каждую фразу собеседница заканчивала словом «хорошо»: «Правда, что Россия рождается вновь? Хорошо? На набережную идите той улицей. Хорошо?» Хорошо, что хорошо.

Русский квартал раскинулся над морем, на бульваре Александра III, вокруг собора Архангела Михаила, построенного в конце XIX столетия. Его прихожане — самые заядлые зрители: «Для нас фестиваль стал потребностью, русская речь со сцены звучит как привет от предков. Знаете, мы поняли, что такое Сибирь — сильные и гордые люди великой страны. А раньше думали, что место ссылок. Знали только по «Доктору Живаго»… Вчера всей семьей пошли к мэрии, чтобы послушать российский гимн».

Гимн звучал 24 августа, когда местные жители отмечают день освобождения Канна от фашизма и возлагают венки, собранные в форме флагов. Парадом проходит военная техника, мальчишки залезают на дула пушек. Веселья, на первый взгляд, многовато, но у каждого народа — своя война и, соответственно, свои парады…

Вокальный вечер отдали Академии молодых певцов Мариинского театра под руководством Ларисы Гергиевой. Молодые солисты исполняли классику на вилле Домерг, раскинувшейся над морем. Вековой сад, тихие фонтаны и скульптуры помнят те времена, когда к хозяину приходили позировать Брижит Бардо и Джина Лоллобриджида. К вилле ведут узенькие улочки, каждый поворот серпантина отодвигает соленый запах моря, уступающего пряным созвучиям оливкового масла и анисового печенья. Чем дальше от лежбищ отдыхающих, тем богаче звучит симфония ароматов, увенчанных рожденным в Канне запахом духов Chanel № 5.

Традицию завершать фестиваль танцевальным спектаклем поддержал московский «Новый балет» со спектаклем «Ускользающая красота». Танцпьесу о «трепещущих материях и хороводах мироздания», сложенную из тривиальных балетных красивостей, французская публика приняла сочувственно, выказав и добродушие, и доверие.

Перекличкой с аристократическими каннскими привычками давних времен прозвучали выставки ювелирного дома SASONKO «Образы русского балета» (серьги «Фламенко» и «Царевна-лебедь», украшения, повторяющие волны пачек, острые пики пуант, гордые головки балерин,?— и над всей этой роскошью глубокий взгляд Ульяны Лопаткиной) и коллекция изделий Владимира Михайлова — выполненные в старинной северной технике мелкой пластики складени, пасхальные яйца, охранные кольца, нательные иконы. Всего, что происходило в августовском Канне, не перечислить. События складывались в единый образ богатого талантами великого народа. На прощальном вечере Татьяна Шумова объявила: «Мы закрываем фестиваль и, поверьте, уже завтра начнем готовиться к новому…»