24.09.2014
яет исключительно благородной целью — стремлением спасти Францию, которую он «слишком любит», чтобы бросить на произвол судьбы.Однако дело не только в готовности выступить в деголлевской роли спасителя нации, но и в том, что на 29 ноября назначены выборы председателя правой партии «Союз за народное движение» (СНД). Саркози намерен возглавить СНД и использовать его для подготовки к президентским выборам 2017 года. Саркози обещает в течение трех месяцев создать политическую формацию XXI века, которая преодолеет традиционный раскол на правых и левых. По его словам, партия будет иметь как новые политические цели, так и новую команду и название.
Задача не из легких, учитывая, что нынешний СНД оказался в состоянии политико-финансового банкротства. Чтобы не допустить гибель партийного «Титаника», не стоит доверять штурвал неопытному капитану, так что победа Саркози на внутренних выборах не вызывает сомнения. Остальным претендентам уготовлена роль мальчиков для битья. «С цунами невозможно бороться», — вздыхает один из соперников Николя.
Но не допустил ли он ошибку? «Николя не должен становиться председателем СНД, — предупреждает бывшая первая дама Франции Бернадетт Ширак, которую называют крестной матерью Саркози. — Не его уровень. Это не только не возвысит Николя, но и создаст ему лишние проблемы».
В правом лагере в Николя видят «мессию», главным образом, его фанаты, которых, надо сказать, немало. Однако у заметной части право-центристской верхушки и рядовых активистов иные настроения. «Страна не испытывает ни ностальгии, ни желания видеть Николя снова, — заявил влиятельный депутат от СНД, мэр Орлеана Серж Груар. — Итоги его предыдущего правления не могут служить основанием к возвращению в Елисейский дворец».
Так или иначе, послушная партия нужна Саркози исключительно как плацдарм для будущего штурма Елисейского дворца. Первое настоящее испытание ждет Николя на праймериз, которые должны состояться в 2016 году. На предварительных выборах у Саркози, как минимум, два серьезных конкурента — бывшие премьер-министры Ален Жюппе и Франсуа Фийон. И это не считая молодых перспективных выдвиженцев. Правда, Саркози уповает на то, что партия в едином порыве поддержит его кандидатуру и отменит рискованные праймериз.
Однако главная проблема Саркози вовсе не в опасных соперниках среди СНД, а в том, что многие французы больше не хотят видеть его активным игроком на политической арене Франции. Сам Николя уверяет, что после поражения в 2012 году понял свои ошибки, стал мудрее и лучше понимает рядовых французов. Однако наблюдатели убеждены в обратном: Саркози все тот же, разве что время от времени с ловкостью фокусника меняет маски. Несмотря на все его политические таланты и несомненный дар шоумена, французы от Николя устали, что отчетливо видно из опросов общественного мнения. Так, 61% респондентов не одобряют его претензий на руководство СНД, а 63% и вовсе выступают против кандидатуры Саркози на президентских выборах 2017 года. Крах Франсуа Олланда, признает правая газета «Фигаро», вовсе не означает, что французы горят желанием поддерживать Саркози.
Электорат не забыл, как он провалил свою президентскую пятилетку 2007–2012. «Саркози не понял того, как функционирует рыночная экономика, границы вмешательства государства», — выносит вердикт известный финансист, бывший глава французского банка «Лионский кредит» Жан Пейрельвад. «Он был то либералом, то государственником, то сторонником протекционизма», — напоминает о его «шатаниях» экономист Франсуа Ленгле. Во внешней политике Саркози главным образом отметился возвращением Франции в НАТО. А за равнение на звездно-полосатый флаг и вовсе заслужил прозвище «Сарко-американец». Кроме того, экс-президент выступил одним из главных инициаторов бомбардировок Ливии.
В довершение всего за Саркози тянется вереница уголовных дел, за которые ему еще предстоит держать ответ перед французской Фемидой. Трудно представить себе, что все они закроются за отсутствием состава преступления. И не случайно лишь 29% французов называют Саркози «честным» человеком.
В последнем номере еженедельника «Экспресс» появилось интервью с кузеном Муамара Каддафи — Ахмедом Каддафом ад-Дамом, где он утверждает, что Саркози получил от ливийского лидера десятки миллионов евро на финансирование своей президентской кампании. В обмен француз сулил Каддафи поддержку в создании «Соединенных Штатов Африки» и финансирование Евросоюзом этого безумного проекта на уровне 100 млрд евро.
Разумеется, у Саркози имеются серьезные противники не только в своем лагере. Пожалуй, самый опасный его соперник — глава «Национального фронта» Марин Ле Пен.
Да и преждевременно списывать со счетов правящую соцпартию. Несмотря на рекордную непопулярность, не собирается выбрасывать белый флаг и Франсуа Олланд, которого Саркози в узком кругу называет «ничтожеством» и «слабаком». На высший пост, несомненно, будет претендовать и нынешний премьер-министр Манюэль Вальс, самый правый из левых политиков.
По свидетельству окружения Саркози, на летнем отдыхе на острове Бали Николя стремительно «проглотил» толстовскую эпопею «Войну и мир». Особенно его занимает судьба Наполеона, который, как известно, тоже пытался вернуться к власти. «Возвращение с острова Эльба грозит закончиться островом Святой Елены только после разгрома при Ватерлоо», — проводит исторические параллели тот же депутат Серж Груар. Так или иначе, до сих пор в истории Пятой республики ни одному президенту, потерпевшему поражение на выборах, не удалось вернуться во власть.
В ожидании своего звездного часа, Саркози читал лекции в разных странах (по слухам, гонорары экс-президента достигали 200 000 долларов), сопровождал супругу, певицу Карлу Бруни, во время гастролей, принимал в своем парижском офисе лояльных представителей артистического и художественного бомонда. Не пропускал футбольных поединков любимого столичного клуба «Пари Сен-Жермен» и общался с его звездным бомбардиром Златаном Ибрагимовичем. Ходил в дорогие рестораны. И хотя сам он не пьет, с помощью сомелье выбирал для друзей лучшие бутылки. Слабость к десертам компенсировал энергичными пробежками в сопровождении телохранителей по парижским улицам. Но чем бы Саркози ни занимался в течение последних двух с половиной лет, экс-президент мечтал о реванше и с нетерпением ждал, когда вновь окажется в своей стихии. Разговоры о том, что он, дескать, бросит политику, были не более чем дымовой завесой. Один из его друзей сравнивал Николя со львом, которого держали в клетке и который время от времени высовывал лапу и рычал. Оказавшись на воле, хищник сразу ринулся на поле битвы.
21 сентября Саркози дал 40-минутное интервью телеканалу «Франс 2». Среди прочего Николя пообещал соотечественникам, что в случае победы намерен решать все ключевые вопросы с помощью референдума, «вернуть голос народу», а также навести порядок в шенгенской зоне.
А на прошлой неделе в городе Ламберсаре прошел его первый митинг. Словом, Сарко-шоу — как здесь называют президентскую кампанию Саркози — уже началось.