Жан-Мишель Вильмотт: «Призвание Москвы — быть столицей Евразии»

Юрий КОВАЛЕНКО, Париж

29.03.2013

Известные французские зодчие Жан-Мишель Вильмотт и Антуан Грюмбах вместе с Архитектурной мастерской Сергея Ткаченко выиграли международный конкурс на разработку проекта развития Московской агломерации — иными словами, Большой Москвы. О мегапроекте Жан-Мишель Вильмотт рассказал в эксклюзивном интервью «Культуре».



культура: Обрисуйте, пожалуйста, основные контуры плана Большой Москвы.

Вильмотт: Если сегодня столица занимает площадь примерно в сто тысяч гектаров, то в рамках Большой Москвы она увеличится еще на 160 тысяч в юго-западном направлении — вдоль Калужского шоссе. В ее состав войдут Сколково, Коммунарка, Троицк, Красная Пахра и Рыжово. Ключевым моментом станет строительство «Новой московской линии» — скоростные поезда соединят центр с новыми районами на юго-западе. Мы хотим создать систему, позволяющую преодолевать расстояние от Коммунарки до Москвы за 15 минут. Важна и транспортная логистика — днем везут пассажиров, ночью — грузы.

культура: Раздвигать московские границы, наверное, необходимо, но и в самой столице есть неиспользуемые пространства.

Вильмотт: Конечно. Поэтому прежде чем расширять внешние границы города, изучаем его внутренние резервы. Мы нашли в центре Москвы заброшенные территории, где находились различные заводы и предприятия — начнем с освоения этих земель. Планируем улучшить систему общественного транспорта и добиться того, чтобы по Москве можно было нормально передвигаться, а не тратить три часа на преодоление двух километров.

культура: И как Вы намерены справиться с транспортным параличом?

Вильмотт: Есть несколько вариантов. Например, продублировать МКАД с помощью монорельсовой дороги. Можно продлить существующие линии метро, создать новые. Чтобы пересекать город или объезжать его, надо активно использовать трамвай — экологически чистое средство передвижения. Все это позволит сократить время для поездок на работу до 30 минут. Желательно ввести единый тариф на все виды транспорта.

культура: Начинаете любить город, который хотите преобразовать?

Вильмотт: Москву теперь я не просто люблю, но обожаю. Мне нравится атмосфера этого многоликого города с его потрясающей культурной жизнью. Большие проспекты неинтересны, но какое счастье войти через арку во дворик и увидеть там настоящий сад! Москва очнулась после долгих лет летаргии. Сегодня она — не только город миллиардеров и малоимущих. Здесь возник сильный средний класс. У нас своя философия развития столицы. Мы нашли ее ДНК — «город в лесу, и лес в городе». Москва должна дышать. У нее для этого есть все возможности. Хотим, чтобы в каждом районе были равные площади застроек и парков. В частности, собираемся обустроить зеленый квартал на углу Тверской и Садового кольца.

культура: Обещаете, что москвичи будут гордиться своим городом и ощущать радость жизни?

Вильмотт: Радость жизни — это объединяющее начало всего проекта. В столице многое изменилось за последнее десятилетие. Люди обрели определенную свободу и теперь должны быть счастливы в повседневной жизни. Этому будет способствовать и решение транспортной проблемы, и архитектура, и новые места для прогулок вдоль Москвы-реки. Мы займемся и внутренней архитектурой: благоустройством улиц, городской мебелью — фонарями, скамьями.

культура: Согласно Вашему замыслу, Москва-река превратится в одну из главных артерий города?

Вильмотт: Хотя река и находится подо льдом по несколько месяцев в году, надо больше использовать ее как транспортный путь, а набережные — в качестве мест отдыха.

культура: Вы не забыли московские аэропорты?

Вильмотт: Для многих Москва является лишь транзитным пунктом. Чтобы быстро добраться из «Шереметьево» в «Домодедово», минуя центр или МКАД, мы предлагаем связать аэропорты железной дорогой.

культура: Вы замахнулись даже на Кремль?

Вильмотт: Ну что вы! Кремль неприкосновенен. А вот около Кремля должно быть место для прогулок, велосипедные дорожки, остановка для речного трамвая.

культура: Реально ли сделать Москву современной, сохранив ее культурное наследие?

Вильмотт: Нашим приоритетом является как раз второе. В городе это — самое ценное. Будущее невозможно без прошлого. В новой архитектуре надо соединять эпохи, соблюдать исторический «почерк», использовать типичные для Москвы формы. Мы даже создали Фонд молодых архитекторов, где они учатся совмещать старинное и современное. Часто боремся с заказчиками, чтобы сохранить существующее здание. Конечно, легче разрушить и построить заново. Но архитектор должен быть скромным. Он не воздвигает себе памятник, а украшает город.

культура: Во сколько обойдется проект Большой Москвы?

Вильмотт: Он, разумеется, очень дорогой. Но я не могу назвать никаких цифр. Как говорят французы, счастье не имеет цены (улыбается).

культура: Вы объявили, что Москва со временем может стать архитектурным центром всего мира.

Вильмотт: У нее есть для этого необходимый потенциал. Но она станет таковой, когда реализуются — шаг за шагом — основные проекты ее развития. На это уйдут годы. Призвание Москвы — быть столицей Евразии.

культура: Кто Ваши российские партнеры?

Вильмотт: Работаем с Архитектурной мастерской, которую возглавляет замечательный мастер Сергей Ткаченко. Мы с ним единомышленники. Сотрудничаем также с Центром региональных исследований Высшей школы экономики и Финансовым университетом при российском правительстве. Кроме того, два молодых русских архитектора трудятся со мной в Париже.

культура: Какими проектами в России Вы больше всего гордитесь?

Вильмотт: Это, несомненно, реконструкция корпусов «Красного октября». Впервые в Москве можно будет жить в здании кондитерской фабрики XIX века.

культура: У Вас много русских клиентов. Чем они отличаются от всех прочих?

Вильмотт: Русские не столь пресыщены, как европейцы, но не менее требовательны.

культура: После того как Москва и Париж отказались от ранее утвержденного проекта сооружения русского храма и религиозно-культурного центра рядом с Эйфелевой башней, на Вас возложена миссия сделать новый проект.

Вильмотт: Это самое трудное дело за всю мою карьеру. Скоро завершу работу над ним. Мы возведем в самом сердце Парижа собор XXI века, который будет соответствовать всем православным канонам. Он прекрасно впишется в исторический ансамбль.

культура: Когда, по Вашим расчетам, храм будет построен?

Вильмотт: Максимум через два с половиной – три года.


Справка «Культуры»

Архитектор, урбанист и дизайнер Жан-Мишель Вильмотт родился в 1948 году в городе Суассоне на севере Франции. Возглавляет архитектурное бюро в Париже, где трудятся около 190 сотрудников из 40 стран. В начале 80-х по просьбе президента Франсуа Миттерана переоборудовал его частные апартаменты в Елисейском дворце. Среди интересов Вильмотта — государственные учреждения, офисы, жилые дома, виллы, больницы, музеи (включая Лувр и Орсе), театры, рестораны, магазины, бутики, винодельческие хозяйства, сценография выставок, дизайн мебели, посуды и проч. Известен своей концепцией «архитектуры городских интерьеров», которую, в частности, реализовал на Елисейских полях. Осуществляет проекты примерно в 20 странах — от Соединенных Штатов, Бразилии и Италии до Японии, Южной Кореи и Китая. Среди его работ в России — обустройство набережной в Волгограде, строительство стадиона на 45 тысяч мест в Калининграде, где пройдут игры футбольного чемпионата мира 2018 года. Увлекается астрономией. Отец четверых детей, трое из которых пошли по его стопам.