Польское обострение

Илья СТУЛОВ, Калининград

07.02.2014

? Дернове, повторившем подвиг Александра Матросова при освобождении этого города, его именем там названа одна из улиц.

Начавшийся 2014 год в Варминско-Мазурском воеводстве с уверенностью можно назвать Годом ведьм. Ибо такого разгула мракобесия и радикализма на соседствующей с Калининградом территории не было давно.

Неделю назад в поле зрения депутатов городка Пененжно попал памятник прославленному советскому полководцу, дважды Герою Советского Союза Ивану Черняховскому. Политики местного розлива, стараясь набрать дополнительные очки на намеченных на середину февраля муниципальных выборах, постановили снести мемориал, установленный на месте смертельного ранения генерала («Культура» рассказывала об этом в предыдущем номере). Претензии к мужественному военачальнику, чьи войска освобождали Польшу и Восточную Пруссию, пропитаны антироссийской риторикой и, с точки зрения историков, не выдерживают никакой критики. Как признался местному радио бурмистр Пененжно Казимеж Кейдо, решение о сносе памятника пропитано чувством политической мести. Для проголосовавших за демонтаж комплекса монумент является «олицетворением коммунизма, тоталитаризма и советизации Польши». 

Благодаря усилиям нашей газеты и коллег из других СМИ, инцидент вокруг прославленного полководца уже вышел на международный уровень – МИД России выразил свою обеспокоенность нарушением властями сопредельного государства взятых на себя обязательств по уходу за воинскими памятниками и захоронениями. И вот, на днях в том же Варминско-Мазурском воеводстве, в его главном городе Ольштыне, забрезжило зарево нового скандала, инициируемого мародерами от истории.

Некто Михал Выпий официально потребовал от городских властей переименовать одну из городских улиц, названную в честь красноармейца Петра Дернова, повторившего подвиг Александра Матросова. В заявлении Выпия говорится, что «…отсутствуют правдоподобные источники, подтверждающие такую версию, а герой был искусственно создан в пропагандистских целях…»

А вот мнение профессиональных историков. 

– Гвардии рядовой Петр Дернов, кстати, беспартийный, погиб 24 января 1945 года в четырех километрах от бывшего прусского города Алленштейн, – пояснил «Культуре» краевед Александр Панфилов. – При форсировании реки Вадонг, рота, в которой служил красноармеец, столкнулась с ожесточенным огнем противника. Переправившийся в составе ударной группы на другой берег Дернов, использовав все боеприпасы, не смог подавить огневую точку немцев, и бросился на амбразуру вражеского дота, дав возможность товарищам приблизиться к пулеметной точке и забросать ее гранатами.

Почти семьдесят лет в подвиге Петра Дернова, которому посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза, никто не сомневался. Теперь же пропитанное цинизмом заявление жителя Ольштын (бывшего Алленштейна), воспринято муниципальными властями со всей серьезностью и, по распоряжению городского совета, передано на рассмотрение в комиссию коммунальной экономики, охраны окружающей среды и развития города.

– Бои за Алленштейн были настолько яростными, что не нуждались в каких-то мотивациях и пропаганде, – констатирует кандидат исторических наук Сергей Якимов. – Но сейчас определенные силы в Польше активно зачищают историческую память. Что говорить, если в том же Ольштыне несколько лет назад убрали памятник генералу Осликовскому, чья кавалерия вошла в город первой. Теперь вот на очереди расправа с беспартийным красноармейцем, погибшим при штурме прусского города Алленштейн, который, к слову, никогда и не был польским. Только после войны, когда большая часть Восточной Пруссии отошла к Польше, он был переименован в Ольштын.

Здравые люди в самой Польше удивляются, какой нешуточный ажиотаж развернули вокруг не вполне адекватной эпистолы местные власти. Отсюда и определенные сомнения, что «специалисты в области коммунальной экономики и защиты окружающей среды» не устоят перед искусом внести свой вклад в борьбу с «символами тоталитаризма», нивелировав подвиг русского солдата. 

Действительно, антироссийские настроения в Польше присутствуют. Очевидно, что в последнее время они подогреваются непростой ситуацией на Украине. Политики – особенно местечкового, что называется, разлива (речь о масштабе не столько географическом, сколько личностном), не слишком дальновидные, пытаются угодить настроениям некоторых избирателей. 

Но далеко не все в Польше разделяют точку зрения антироссийских радикалов.

– Это очень неприятно, в первую очередь нам самим, – сказал «Культуре» житель Гданьска Томаш Гулевски. – При такой моде политики скоро начнут говорить, что нас освобождали американцы. Мы же считаем россиян своими друзьями и братьями. Я никогда не забуду черный для Польши день, когда стало известно о катастрофе под Смоленском. Сам я тогда был в Калининграде, пошел в наше консульство. А там вся улица была выложена цветами и уставлена лампадами. Я тогда поразился: ведь что ни говори, погибший президент и его команда не питали особо теплых чувств к России. А люди восприняли горе соседней страны, как свое личное.