Мишель Уэльбек: «Европа умирает от усталости и пресыщения»

Юрий КОВАЛЕНКО, Париж

17.01.2019

Во Франции вышел новый блокбастер Мишеля Уэльбека «Серотонин», немедленно объявленный «книгой года». Это самое пессимистическое произведение знаменитого писателя, притча об упадке Франции, Евросоюза и всей западной цивилизации, которая, по словам автора, «умирает от усталости, пресыщения, от отвращения к самой себе».

Серотонин — так называемый гормон счастья, который лежит в основе мощного антидепрессанта Captorix — «маленькой, белой, овальной таблетки, которую можно делить на несколько частей», до поры до времени помогает существовать герою романа — 46-летнему инженеру-агроному Флоран-Клоду Лабрусту, курирующему во французском минсельхозе отношения с Евросоюзом. Отчасти перед нами альтер эго автора, также выпускника Национального института агрономии.

Флоран-Клод — «лишний» человек, одинокий мизантроп, нигилист, не имеющий ни семьи, ни друзей, ни интересов. Глушит тоску алкоголем, переходя от водки к пиву и от ликера к кальвадосу. Чтобы убить время, смотрит «по ящику» сериалы, спорт или кулинарные программы. Хладнокровно размышляет о том, как свести счеты с жизнью. Случается, берет в руки «Мертвые души» и чувствует, что Гоголь близок ему, как никто другой. Герой безуспешно ищет вторую половинку. Наведывается к путанам. По своему обыкновению автор, как под микроскопом, описывает плотские утехи, подтверждая репутацию наследника маркиза де Сада. Сожалеет, что секс и феминизм убили настоящую любовь. Да и за «гормон счастья» приходится расплачиваться — Флоран-Клод теряет потенцию. Но и это его больше не трогает. В один прекрасный день Лабруст уходит с госслужбы, обрывает последние связи с внешним миром. Чтобы затеряться в человеческом муравейнике, селится сначала в парижской гостинице, а потом перебирается в нормандскую глубинку. Там на ферме трудится его единственный друг и институтский товарищ Эмерик д’Аркур - Олонд, отпрыск старинной аристократической фамилии, пьяница и неудачник, которого бросили жена и дети.

Уэльбек предлагает убийственную метафору существования французских фермеров. В Нормандии Флоран-Клод попадает на гигантскую птицеферму, где куры несут яйца «на экспорт», в Канаду и Саудовскую Аравию. Триста тысяч ощипанных и грязных птиц обитают в жутких ангарах среди разлагающихся трупов своих сородичей. При этом появившихся на свет цыплят и петушков за ненадобностью хладнокровно уничтожают в дробилках-мясорубках.

В «Серотонине» снова проявился пророческий дар Уэльбека. В романе, написанном до бунта «желтых жилетов», писатель повествует о кровавом столкновении фермеров с силами порядка, закончившимся гибелью десяти крестьян и самоубийством Эмерика.

Уэльбек ненавидит систему, в которой мы живем, подчеркивает критик Марен де Вири, и прежде всего Евросоюз, что душит фермеров, а также последствия глобализации, либерализма, поп-культуры. По мнению рецензента, секрет Уэльбека в том, что он безжалостно давит на болевые точки Франции.

Писатель Фредерик Бегбедер видит в Уэльбеке лучшего из живущих французских литераторов. «Серотонин», по его мнению, повествует об отчаянии и бессилии, парализовавших Францию. Это книга о фрустрации нации, не способной выбраться из тупика. Писательский «сейсмограф» загодя предсказывает предреволюционную ситуацию в стране. Мишель, напоминает Бегбедер, презирает политиков, которые не защищают интересы народа, но готовы лечь костьми во имя «идеалов» свободной торговли.

Очередным бестселлером Уэльбек подтвердил не только пророческий дар, но и репутацию «гения маркетинга». В первые три дня разошлось около 100 000 экземпляров, и критики не исключают, что продажи романа достигнут миллионного рубежа. Одновременно книга опубликована в нескольких европейских странах, осенью выйдет в России.

Писатель отказался от традиционной презентации книги и от обычных интервью, которые у него получаются плохо. Он придумал свой «эффектный» ход. Фактически раскручивание новинки стартовало минувшей осенью, когда 62-летний писатель в третий раз связал себя узами брака — на сей раз с загадочной уроженкой Шанхая Кьянин Лисис Ли (Qianin Lysis Li). Мишель, «отпетый мачо», предпочитает, чтобы жена сидела дома, а не работала. «После трудового дня непросто заниматься сексом», — шутит молодожен. В роли свадебных генералов выступили экс-президент Николя Саркози и его супруга, бывшая топ-модель, а ныне певица Карла Бруни. Она, кстати, разместила в Instagram фотографии брачующихся, на которых Мишель запечатлен во фраке и котелке.

Свою лепту в успех «Серотонина» внесет и кинематограф. Писатель вместе с Жераром Депардье снимается в комедии режиссера Гийома Никлу о двух мужчинах, пытающихся выжить в клинике талассотерапии на Атлантическом побережье. Успех звездному тандему обеспечен.

Одновременно с публикацией «Серотонина» в американском журнале Harper’s Bazaar появилась «программная» статья Уэльбека. В ней автор, называющий себя консерватором и националистом, развивает некоторые тезисы: «Франция — более-менее независимая страна и станет полностью таковой после распада Евросоюза. И чем скорее это произойдет, тем лучше... Париж должен уйти из НАТО, хотя, возможно, этого и не понадобится, ибо Североатлантический альянс в силу своей ненужности исчезнет сам по себе. У западноевропейцев нет ни общего языка, ни общих ценностей, ни интересов. Объединенная Европа — всего лишь идиотская идея, которая сегодня превратилась в кошмарный сон».