Парижские дороги ведут к храму

Юрий КОВАЛЕНКО, Париж

21.10.2016

На набережной Бранли рядом с Эйфелевой башней торжественно открылся Российский православный духовно-культурный центр. Символ русского присутствия в Париже — пять золотых куполов храма Святой Троицы. На презентации собрались государственные деятели, парламентарии, писатели, дипломаты, представители религиозных кругов двух стран.

«Создание этого уникального комплекса стало зримым свидетельством прочности российско-французских культурных и гуманитарных связей, обоюдного стремления наших стран к конструктивному диалогу и сотрудничеству, — говорится в обращении президента РФ Владимира Путина, направленном участникам церемонии. — Процесс согласования и реализации проекта Центра был весьма непростым. Однако неизменная поддержка со стороны французского правительства позволила успешно преодолеть все трудности, возникавшие на этом пути, и завершить работы в намеченный срок... Центр открывает свои двери для всех, кто интересуется историей нашей страны, ее научными и культурными достижениями, стремится к изучению русского языка». 

— Российский центр — бесценный дар Парижу и всей Франции, — отметила Рашида Дати, глава 7-го парижского округа, где расположился комплекс. — Когда наши страны идут вместе, они становятся сильнее, а мир — лучше и безопаснее, — добавила она. 

В свою очередь, парижский мэр Анн Идальго напомнила о значении «русского следа» в истории столицы, роли десятков тысяч наших эмигрантов в жизни Франции. По ее словам, новый храм важен для обеих наций как символ согласия и единства. 

Помимо собора Святой Троицы в трех зданиях Центра разместились выставочный и концертный залы, российско-французская школа на 150 мест, а также епархиальное управление и отдел культуры посольства (власти Пятой республики предоставили Центру дипломатический иммунитет). Высота храма — 18 метров, а вместе с куполами — 35. Сейчас отечественные мастера трудятся над фресками и мозаиками для внутреннего оформления. На завершение работ уйдет еще примерно два года.

— Я горжусь созданием Центра, он стал делом моей жизни, — признался «Культуре» автор комплекса, знаменитый архитектор Жан-Мишель Вильмотт. — Это самый прекрасный и самый трудный проект в моей карьере. Мы возвели собор XXI века в строгом соответствии с православными канонами. Центр замечательно вписался в уникальный исторический ансамбль набережной Сены, входящий в перечень Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. 

Вместе с фирмой-подрядчиком «Буиг» в работе приняли участие около 140 французских предприятий. Для возведения зданий выбрали бургундский камень, из которого построены Собор Парижской Богоматери и Лувр. Кресты проектировались в Москве, а изготавливались на Урале, в городе Трехгорном Челябинской области. В покрытии куполов применили особый сплав золота с палладием, что позволяет маковкам в зависимости от погоды, времени дня и освещения менять цвет. 

Купола перекликаются с золотыми скульптурами, установленными на мосту Александра III. По случайному совпадению, к Центру ведет Франко-Российская авеню, названная так в прошлом столетии. Сразу после презентации открылся XVIII Всемирный конгресс русской прессы. Форум посвящен деятельности русскоязычных СМИ за границей, свободе слова и защите прав журналистов. 

Одновременно в комплексе проходят две выставки — об истории российско-французских связей и строительстве Центра. Его программа сверстана на несколько месяцев вперед. Ожидается, что темой нескольких мероприятий в 2017 году будет 300-летие визита во Францию Петра Первого, заложившего основу двустороннего дипломатического диалога между нашими государствами.