Философский детектив

16.05.2014

Дарья ЕФРЕМОВА

25 мая на канале «Россия» начнется показ четырехсерийного фильма Владимира Хотиненко «Бесы». Сложное, «заговоренное» произведение (среди актеров ходят слухи, будто бы к тексту неравнодушна нечистая) на экране смотрится как увлекательный экшн. Впрочем, детективная фабула не отменяет философичности Достоевского.

Губернский город N, маковки церквей, по горбатым улочкам колесят экипажи, книгоноши торгуют Писанием «с картинками для детишек», в лужах нежатся свиньи. Библейская метафора — именно через стадо свиней Христос исцелил бесноватого — станет своего рода лейтмотивом. Передразнивая заблудившуюся животинку, кривляясь и хохоча, Николай Ставрогин скинет личину романтического героя. Но это потом, а пока сюжетные линии и судьбы запутываются в гордиев узел, разрубить который под силу только старухе с косой.

В пруду генеральши Варвары Петровны Ставрогиной (Надежда Маркина), одной из самых богатых и влиятельных дам города, приставы находят труп. Как выясняется — бывшего студента Ивана Шатова. Его опознает сестра Дарья, воспитанница генеральши, сосватанная за престарелого Степана Трофимовича Верховенского (Игорь Костолевский), в прошлом блистательного лектора. Когда-то торопливые умы ставили его в один ряд с Грановским, Белинским и Чаадаевым, но любовь к положению гонимого и страсть к игре «в карточки» превратила ученого мужа в приживала. При этом сердечный друг так утомил покровительницу, что она решила женить его на «швейцарских грехах» своего сына.

К храму, где барыня бьет поклоны, взяв для пущей важности извозчика, подъезжает госпожа Лебядкина (Мария Шалаева), дурочка, хромоножка, тайная жена Ставрогина — «только ручку поцеловать». Аристократ, красавец и плейбой обвенчался с ней на спор после пьяного обеда. Сам Ставрогин (Максим Матвеев) появится в канун Преображения. С ним — неотлучный компаньон, циник, нигилист, богохульник, глава революционной пятерки Петр Верховенский (Антон Шагин).

Серию таинственных убийств, а все улики выводят на демоническую парочку, распутывает следователь Горемыкин (Сергей Маковецкий). У Достоевского такого персонажа не было: это реальное лицо. Горемыкин вел дело революционера Нечаева, которое и легло в основу романа. Категорически не желавший дополнять и осовременивать классика, режиссер все же решился на это отступление. Впрочем, не единственное: Хотиненко наделил Ставрогина набоковским увлечением — энтомологией. Герой сноровисто вбивает колышки в тушки насекомых в минуты душевных невзгод. Украшающая форзац энтомологического атласа крылатая фемина оживает...

— Все, что может показаться вольностью, взято у Федора Михайловича, — поясняет Владимир Хотиненко. — Тема бабочки-мотылька звучала в «Братьях Карамазовых» и «Преступлении». В «Бесах» Ставрогин говорит Шатову: «Мы, очевидно, существа переходные, и существование наше на земле есть беспрерывное существование куколки, переходящей в бабочку». Достоевский подчеркивал, что Николай испробовал в этой жизни все, и во всем доходил до конца. Ту же одержимость он проявляет и как коллекционер, совершенство и обреченность бездумных тварей его завораживает. Мне кажется, трагедия современного общества сродни ставрогинской: мы тоже хотим почувствовать край. Не можем остановиться... 

Сложностью постановки «Бесов» — на сцене или на экране — является отсутствие живых примет в образе Ставрогина, его личинность. Этот факт признавали многие критики, еще после постановки  Мocкoвcкoгo Xyдoжecтвeннoгo тeaтpa 1913 года. 

«Cтaвpoгинa нeт, ибo им влaдeeт дyx нeбытия, — писал философ и богослов, отец Сергей Булгаков, — и oн caм знaeт o ceбe, чтo eгo нeт, oтcюдa вcя eгo мyкa, вcя cтpaннocть eгo пoвeдeния, эти нeoжидaннocти и экcцeнтpичнocти, кoтopыми oн xoчeт кaк бyдтo caмoгo ceбя paзyбeдить в cвoeм нeбытии; a paвнo и тa гибeль, кoтopyю oн нeизбeжнo и нeoтвpaтимo пpинocит cyщecтвaм, c ним cвязaнным». 

Meдиyмичнocть, жeнcтвeннaя peцeптивнocть, избранность и обреченность удачно воплотились в образе, сыгранном Максимом Матвеевым. Его Ставрогин беззлобен и по-своему даже порядочен. В том смысле, что делает гадости без всякого удовольствия, из чувства загнанности. По сути, он орудие роковой судьбы, красивая игрушка провидения. 

Ставрогин пытается не допустить убийства Шатова, на дуэли с Гагановым трижды стреляет в воздух, предлагает ехать в Швейцарию обиженной им хромоножке. Евангелическая юродивая, в блестящем исполнении Марии Шалаевой, впрочем, своего кумира не узнает: «Сорок лет на горе сидеть? Не таков мой князь!». «Гришка Отрепьев!», «У тебя нож!» — кричит она в исступлении. Мистический экстаз, переходящий в бесноватый припадок, вызывает вполне понятное современному зрителю отвращение Ставрогина. Далекий от чувства мести, скорее, влекомый невиданными силами, он нанимает Федьку Каторжного, чтобы покончить с Лебядкиными.

«Ангел никогда не падает, бес до того упал, что всегда лежит, человек падает и восстает. Я думаю, люди становятся бесами или ангелами», — говорит он Петру Верховенскому, пригвоздив к картонке очередную бабочку, и, кажется, всей своей жизнью воплощает предначертание...

«Бесы» для Владимира Хотиненко — уже второй проект, связанный с Ф.М. Достоевским. В 2011-м на том же телеканале «Россия» показывали его фильм о самом писателе.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть