Всё ниже, и ниже, и ниже!

Александр КОНДРАШОВ

17.10.2019

Решения жюри «ТЭФИ-2019» необыкновенно взволновали телезрителей, профессионалы возмутились, а социальные сети взорвались саркастическими комментариями. Причем ни те, ни другие, ни третьи не могут успокоиться, хотя со дня церемонии награждения минуло целых две недели.

«Галкина победила та, что была у Дудя экспертом по половым органам». «Пятница!» теперь самый главный канал страны (12 «Орфеев»). ТВ3 и «Матч ТВ» с пятью статуэтками круче Первого (4) и «России 1» (2)! «AGENT SHOW» Ивлеевой побило передачи Леры Кудрявцевой и Юлии Меньшовой. Холдинг «Газпром-медиа» (ТВ3+ТНТ+«Пятница!»+«Матч ТВ») забрал 23 статуэтки! «Как могло случиться, что Бурунов из «Мылодрамы» победил Машкова из «Медного солнца»? Почему «Ненастье» Урсуляка даже не вошло в список номинантов? Что случилось с «ТЭФИ», это протестное голосование или сговор, революция или деградация?»

Чтобы ответить, окунемся в недалекое прошлое. Лет десять назад на круглом столе в Доме журналистов, посвященном нашему ТВ, его развлекательный сегмент был подвергнут жесточайшей критике. Об опасных тенденциях телеразвития говорили и ветераны, в том числе основатель КВН Сергей Муратов и Даниил Дондурей, а также представители ряда столичных газет. Больше всех доставалось Андрею Малахову с его (тогда) «Пусть говорят», MTV и ТНТ с его «Домом 2» и «Камеди клабом».

За все телевидение отдувался один-единственный пришедший на дискуссию телеруководитель, тогдашний заместитель гендиректора ВГТРК Сергей Шумаков, из телеменеджеров, может быть, наименее повинный в том, что российское ТВ постепенно скатывается к пошлости. Помнится, тогда я сказал ему, что похабные программы ТНТ все более популярны у молодежи, и придет время, когда развязность и хамство затопят все наше телевидение. Сергей Леонидович заверил, что этого не произойдет, так как рейтинги у ТНТ и ему подобных в сравнении с главными каналами ничтожно малы. Действительно, тогда и в голову не могло прийти номинировать программы ТНТ на «ТЭФИ», тогда «За вклад» награждали Сергея Капицу, из развлекательных программ — «Большую разницу», а из сериалов все получила «Ликвидация».

И вот прошли, как говорится, годы. Точнее, 11 лет. Передачу «Дом 2», несмотря на протесты общественности, никто не закрыл, напротив, из нее выпрыгнули в шоу-бизнес светские львицы: Ксения Собчак, а потом Ольга Бузова. Их клон Анастасия Узенюк (Настя Ивлеева) вряд ли уступает предшественницам в профессиональных качествах, пожалуй, она даже органичнее и живее, хотя не менее вульгарна, зато более мобильна. Прикольная, как говорят тинейджеры. Она конгениальна своему шоу, которое сама же и придумала.

Клоны «Пусть говорят» появились на каждом канале, всюду теперь роются в чужом белье, ищут внебрачных детей, проводят экспертизы ДНК, сводят и разводят знаменитостей, и эти потрафляющие низменным запросам аудитории программы имеют рейтинг и получают призы.

Резиденты «Камеди клаба» тоже расползлись по всему «ящику» и уже стали мэтрами. А на месте MTV возникла «Пятница!», которая творчески переработала все «достижения» предшественников, это почти единственный телеканал, который смотрит молодежь. В прошлые годы «Пятница!» тоже награждалась, но скромно, призы получали очень популярные «Орел и Решка» и «Ревизорро», и это никого не удивляло. Что ж удивительного в том, что теперь наградили их клонов?

Не думаю, что был какой-то сговор или жюри голосовало за «Пятницу!» в едином протестном порыве, ведь то же самое жюри наградило политически правильные «60 минут» («Россия 1») и Дмитрия Куликова («ТВ Центр»). Главное, что победа молодежного развлекательного канала вполне укладывается в логику развития нашего коммерческого телевидения, которое, как балласт, сбрасывает все глубокое, более-менее сложное, нравственное, требующее работы ума и души. Взамен приходит нечто поверхностное, бойкое, хваткое. К тому же политика с осточертевшими ковтунами многих уже достала. Потому вполне объяснимо, что были награждены «Утро Пятницы», «Пятница!News», а также «Регина+1».

В цикле «Секретный миллионер» звучит важный и близкий теленачальству мотив благородства богатых людей, всегда готовых облагодетельствовать бедных. На самом деле интересен украинский цикл «Мир наизнанку», но в нем познавательное уступает развлекательному. В программе «Инсайдеры. Расследования с внедрением», разумеется, особых расследований нет, преобладают скандалы с интригами. «На ножах» — агрессивное, но весьма живое сочетание «Ревизорро» с кулинарными программами. Вновь награждены «Орел и Решка»: на сей раз про семейные путешествия.   

А теперь о «победах», с которыми трудно согласиться. В номинации «Документальный проект» замечательное исследование Елизаветы Листовой «Северный морской путь» было побеждено «пятничной» благотворительной программой «Попроси у неба» — но как их можно сравнивать? Для социальных проектов нужна отдельная номинация. Ни разу не смог досмотреть несмешного, но награжденного «Полицейского с Рублевки», зато решительно непонятно, как пролетел мимо статуэтки сериал «Ненастье» Сергея Урсуляка — по мнению многих, главное телесобытие прошлого года.

А вот когда Машкова из «Медного солнца» в борьбе за лучшую мужскую роль опередил Сергей Бурунов, играющий дебила в пошлейшей «Мылодраме», то в этом уже виделось какое-то издевательство, и, да, заговор. И дело не в Бурунове, он талантливый актер, замечательно сыграл в «Домашнем аресте» и других фильмах, но «Мылодрама», которая, кстати, попала в тройку номинации «Телекомедия»? Уважаемые телевизионные деятели, члены жюри, понятно, что посмотреть сотни представленных на конкурс работ вряд ли представлялось возможным, да телевизионщики и не любят изучать работы коллег, но это награждение полностью дискредитирует отраслевую премию. Отметив «Мылодраму», жюри легитимизировало и поощрило производство похабщины в промышленных масштабах, в этом сериале экранизированы пошлейшие анекдоты из жизни телебогемы. И это уже не легкий матерок в исполнении Насти Ивлеевой, а беспримерная мерзость (между прочим, сериал о производстве сериалов), которую неловко смотреть в присутствии дам. А «Ненастье» с замечательными актерскими работами осталось даже без номинаций.

Но заговора не было. В жюри конкурса — тысяча работников телевидения, они так проголосовали. Верю, что обошлось без накруток. Просто так сориентированы телелюди. И потому такое у нас телевидение. Не мудрено, что зритель из «ящика» уходит в интернет.

На сайте премии «ТЭФИ» провозглашены ее высокие цели, главной среди которых является «сохранение и развитие лучших традиций российского телевидения». Где они, в чем? А среди задач премии значатся: «популяризация лучших проектов и телепередач как важной составляющей духовного развития общества, поддержка новых направлений, проектов и идей в телевизионном эфире; привлечение внимания к лучшим образцам российского телевидения со стороны государства и широкой общественности; сохранение преемственности поколений». Ах, если бы!


Фото на анонсе: Кирилл Каллиников/РИА Новости