Транссибирская симфония

Евгения КРИВИЦКАЯ

22.09.2013

В Новосибирске открыли новый концертный зал.

Сначала про «одежку». Волны голубого стекла на фасаде притягивают внимание, да и внутри глаз радуется. Зрительный зал устроен с полным комфортом. Просторные фойе, широкие лестницы, пандусы для людей с ограниченными физическими возможностями. Много света, льющегося сквозь окна, — для сибирского региона тоже немаловажно. Общая площадь — 21 500 квадратных метров, зал рассчитан на 1100 зрителей. Чем-то архитектурные и интерьерные решения напоминают Мариинку-2, и новосибирцы, в отличие от питерцев, с энтузиазмом приняли современную концепцию нового здания.

Залу сразу присвоили имя Арнольда Каца — основателя, бессменного худрука и главного дирижера Новосибирского академического симфонического оркестра, человека-легенды, в течение полувека определявшего культурный климат региона и стяжавшего ему славу по всей России и целому миру. Выпестовав один из лучших российских оркестров на европейский манер, Кац всю жизнь сражался за концертный зал — обивал пороги, уговаривал, требовал… Решение о строительстве приняли в 2007-м, в год ухода из жизни маэстро. Спустя пять лет, 25 декабря 2012 года, провели акустическое испытание новой площадки. Музыканты получили зал в середине мая, устроив при этом традиционный концерт для строителей. Официальное открытие приурочили к началу сезона, позвав артистов, связанных и с оркестром, и с городом, и с Кацем. Вадим Репин — из плеяды новосибирских скрипачей-вундеркиндов, прославивших малую родину, теперь станет бывать здесь чаще.

Зал дает возможности для проведения мегапроектов, созвучных масштабу Репина. На пресс-конференции скрипач презентовал «Транссибирский арт-фестиваль», куда в апреле 2014 года съедутся дирижеры Кент Нагано, Валерий Гергиев, певица Ольга Бородина, балерина Светлана Захарова. «Начинается новый этап в жизни города», — подчеркнул директор Новосибирской филармонии Александр Назимко.

На открытии Репин солировал в Скрипичном концерте Бруха, а за дирижерский пульт встал Владимир Спиваков. Увертюра к опере «Сила судьбы» Верди, Четвертая симфония Чайковского — из героических произведений, где разум побеждает фатум, воспринимались особенно актуально в свете борьбы за постройку главного филармонического дома Сибири. После концерта маэстро не поскупился на похвалы оркестру, хотя указал на необходимость приобретать качественные струнные инструменты, и лично попросил оказывать в этом помощь губернатора Василия Юрченко.

Дискуссии об отладке акустики не потребовалось. Зал «звучащий», без акустических ям. И в первых рядах партера, и на балконе слышно примерно одинаково — звук сбалансирован, объемен, красочен. «Полагаю, что любой зал должен насытиться музыкой, — поделилась впечатлениями Наталья Ярославцева, министр культуры Новосибирской области. — Зал — блестящий, но, как все новое, немножко «холодный». Уверена, пройдет немного времени, и он станет родным»