Бюджетная свадьба

Анна ЧУЖКОВА

17.09.2014

Театр имени Вахтангова открыл сезон премьерой. Владимир Мирзоев пошел ва-банк, сделав ставку на, казалось бы, беспроигрышный вариант — комедию Бомарше.

«Революция в действии» — так отзывался о «Женитьбе Фигаро» Наполеон. Бомарше подсунул под аристократию бочку с порохом. А главный герой, рассуждавший о законах «снисходительных к сильным, неумолимых к слабым», чудом обвел вокруг пальца цензоров.

Некогда актуальная острополитическая пьеса сегодня больше похожа на блестящую побрякушку: танцы, интриги, любовь. Фигаро здесь, Фигаро там. Сейчас пьесу про женитьбу севильского пройдохи играют на пяти московских сценах. С пушками и фейерверками — в «Ленкоме», с кружевами и помпезными декорациями — в Театре имени Пушкина, с Табаковым — в «Табакерке». «Много музыки и танцев, красочных массовых сцен и нарядных костюмов, передающих атмосферу той эпохи», — зазывает Театр Киноактера. 

В Вахтанговском решили отличиться и поставить «Женитьбу Фигаро» в скупых декорациях, без рюшей, завитков, шампанского и фейерверков. Мирзоев от привычных визуальных клише отказался. Вот только порадуется ли зритель, что его лишили излюбленного лакомства? Кремовые розочки с торта убрали, а калории остались. 

Герои в одинаковых черных майках и лосинах танцуют на сцене среди некрашеных фанерных декораций. Кто из них тот самый севильский мошенник, поймешь не сразу. Владимир Мирзоев занял молодой состав — новых артистов вахтанговской труппы. Играют ребята напористо: то ли юный азарт, то ли конкуренция. Только на Фигаро — три актера. Столько же исполняют роль Сюзанны. Мне достались Дмитрий Соломыкин и Лада Чуровская. Но кажется, для Мирзоева эти персонажи отнюдь не главные. Он делал спектакль под любимого артиста — Максима Суханова, который веселит зал в образе ненасытного графа Альмавивы, раздеваясь, корчась от ревности и исполняя шансон: «Но мне тебя не жаль, ты сука настоящая». Этакий злой клоун с прической безумца и повадками альфа-самца.

Режиссер признается: ставил больше про «безумный день», чем про «женитьбу». Поэтому украшением премьере служат всякие нелепости, коим несть числа. Доктор (Олег Лопухов) напоминает кота Базилио — в темных очках и с седой шерстью на голове. Графиня (Анна Антонова) — вот кому нужно лечение. Она то и дело засыпает на половине реплики со вздохом: «Опять бессонница». Марселина (Марина Есипенко) страдает приступом брачной лихорадки. Основной симптом — специфическая походка, будто в панталонах у мадам — муравейник...

Здесь царит характерный для свадьбы тон прославления плодородия и юмор на тему продолжения рода. Постоянно кто-то кого-то щиплет, шлепает. Или «африканским лифчиком» размахивают, трусы из этого же комплекта демонстрируют. Горько...

Зрителя пытаются увлечь всеми силами. На сцене то кровавая разделанная туша оленя появляется, то шоу барабанщиков раззадоривает зал. Иногда получается смешно, например, сцена ночного свидания графа. А в целом, несмотря на все фишки, вполне обыкновенно — старый добрый Фигаро. И никаких революций.