Пиковая драма

Анна ЧУЖКОВА

27.06.2013

Чеховский фестиваль привез в Москву очередное творение Робера Лепажа, чьи постановки славятся не только концептуальностью, но и запредельно высоким бюджетом.

В 2005-м Лепаж подготовил шоу для Cirque du Soleil в Лас-Вегасе. А сегодня представляет спектакль о городе-казино на арене. Правда, без клоунов, масок и совсем не смешно...

Как бы ни был знаменит квебекский режиссер, его театр Ex Machina — не авторский. Имя Лепажа — лейбл, объединяющий художественные усилия целой команды, о чем не устает повторять мастер. Так складывается и драматургия спектаклей: из идей режиссера, актеров, техников рождаются многосюжетные пьесы. Прошлый Чехов-фест показал москвичам девятичасовой «Липсинк», объединивший истории разных персонажей. В своем последнем спектакле Лепаж продолжает пространный разговор о человеческой жизни.

Для эпического повествования режиссер выбрал город, который притворился целой планетой. Лас-Вегас — роскошный, но фальшивый маленький мир. Здесь есть пирамиды, сфинкс, Эйфелева башня... Да и макет иракской деревни на военной базе под боком. Кстати, там и начинается действие — командир насилует рядового. А в центре города молодую пару женит двойник Элвиса Пресли. В казино проститутка ищет клиента. По телевизору Джордж Буш объявляет о начале войны в Ираке...

В одно время и в одном месте оказались нелегальные иммигранты и коалиционные войска, игроманы и загадочный шаман-пустынник. Это повод для Лепажа разложить пасьянс судеб. Вот только видим мы преимущественно черную масть: убийство, воровство, предательство и болезнь. Вместо бога из машины — черт из табакерки. Кажется, «Пики» появились в пику не только американской агрессивной политике, но и социальному неравенству, человеческой слабости и злобе вообще.

И вновь спектакль Ex Machina сам оказывается технически сложным механизмом. Небольшая круглая сцена таит множество люков и сюрпризов. Хитрые манипуляции превращают ее то в номер отеля, то в бар, казино или пустыню. Правда, актеров, появляющихся из-под подмостков, зритель по большей части видит только по колени или даже по пояс. И тем не менее зрелище это очень кинематографическое — без занавеса, с постоянной сменой планов.

В отличие от мелодраматического детектива «Липсинк», сюжетные линии «Пик» так и не складываются в мозаику, а продолжают существовать очень близко, но в разных измерениях. Что приводит зрителя в замешательство. Видимо, на сей раз режиссер задумал зрелище необъятное.

Представленный спектакль — только первая часть карточной тетралогии. Возможно, «Карты 2: черви», премьера которых назначена на осень, будут не так бессердечно жестоки.


«Карты 1: пики».
В рамках Театрального фестиваля им. А.П. Чехова на сцене Цирка Никулина на Цветном бульваре

Режиссер: Робер Лепаж

Сценография: Жан Азель

В ролях: Сильвио Арриола, Нуриа Гарсиа, Тони Гилфойл, Мартен Хаберстрох, Софи Мартен, Роберто Мори