Евгений Миронов: «Кавказ соскучился по театру»

Анна ЧУЖКОВА

17.06.2013

Начало лета в Пятигорске ознаменовалось сразу двумя крупными культурными событиями. Вот уже в одиннадцатый раз «Театр Наций» собирает «Театры малых городов России», но впервые — на Ставрополье. 17 июня здесь завершился еще один фестиваль — «Театры России — Северному Кавказу».

Это, действительно, настоящий праздник искусств. Когда еще в провинцию съезжалось столько столичных театров с громкими постановками? Тема — русская классика. Закономерно, что серию показов открыла пьеса Лермонтова, так любившего Кавказ. Свой нашумевший «Маскарад» в Пятигорск привезли вахтанговцы. Во Владикавказ и Назрань, Нальчик и Черкесск, Махачкалу и Грозный с гастролями приехали МХТ им. Чехова, «Табакерка», Авангард Леонтьев, Александр Филиппенко и Константин Райкин с моноспектаклями. А «Театр Наций» во главе со своим худруком Евгением Мироновым на пятигорской сцене закрывал форум постановкой «Рассказы Шукшина».

Кроме того, событие объединило постановки из тринадцати малых городов России. Лучшие можно будет увидеть на столичной сцене, руководимой Мироновым, в следующем году: «Фрекен Жюли» театра-студии «Грань» из Новокуйбышевска (Самарская область) и «Короли и капуста» драмтеатра «Парафраз» из Глазова (Удмуртия). Их отобрало компетентное жюри во главе с Ольгой Остроумовой.

О фестивальных радостях и сложностях «Культуре» рассказал Евгений Миронов.

культура: Почему Вы выбрали именно Пятигорск?

Миронов: Северный Кавказ воспринимается у нас как очень опасное место, и небезосновательно. По-моему, заставить замолчать пушки может только муза. К тому же, многие жители Кавказа соскучились по театру. Лет двадцать не ходили на спектакли. Некоторые вообще впервые попали в театр благодаря нашему фестивалю.

В Пятигорске есть более или менее благоприятные условия для проведения такого крупного мероприятия — чисто с технической точки зрения. Ведь надо было принять около трехсот артистов со всей страны: от Советска Калининградской области до Комсомольска-на-Амуре.

культура: Как отбирались спектакли, был ли общий девиз?

Миронов: Объединяло их только одно — нам хотелось привезти постановки на хорошем русском языке. И это, конечно, в первую очередь классика.

культура: С какими проблемами сталкивается провинциальный театр?

Миронов: Во-первых, отсутствие серьезной финансовой базы. В малых городах приходится ставить спектакли гораздо чаще, чем в столицах — зрителей мало. Назначать следующую премьеру приходится уже через два месяца после только что состоявшейся. А на спектакли нужны деньги. Их не хватает даже на элементарные вещи. Например, в театре Назрани мужской туалет расположен на улице…

Еще необходима творческая база. Это то, чем занимается «Театр Наций». Мы посылаем в провинцию выпускников творческих вузов, чтобы они не околачивались годами в Москве в поисках возможности поставить спектакль, а приобретали опыт. Ведь в глубинке многие театры имеют и богатую историю, и хорошую труппу. Это дает потрясающий эффект — прилив свежей крови, что и подтверждает фестиваль «Театры малых городов». Вы можете сами увидеть: победители играют на нашей сцене. А в прошлом году я встретил талантливого молодого режиссера из Пермского края и пригласил его поставить спектакль в «Театре Наций» в следующем сезоне. Правда, открыть название пока не могу.

культура: Афишу провинциального театра составляют в основном кассовые пьесы…

Миронов: От этого никуда не деться. Но нельзя отказываться от творчества. Необходимо публику приучать к настоящему искусству, хотя бы дозированно. Сейчас спектакль большой формы имеет смысл ставить как шикарное шоу или комедию. А в камерных постановках есть возможность экспериментировать.

культура: Наверное, поэтому на фестивале «Театры малых городов России» победили спектакли малой формы.

Миронов: Да, есть в этом тенденция.

культура: Как кавказский зритель принимал актеров?

Миронов: В Назрани великолепно встречали Авангарда Леонтьева. Многие зрители вообще впервые узнали о существовании жанра моноспектакля. Во Владикавказе чуть не выломали двери, приветствуя «Табакерку». На постановках МХТ имени Чехова тоже был аншлаг. Артисты Театра Вахтангова, игравшие в Пятигорске Лермонтова, волновались больше чем перед премьерой: во-первых, сам город связан с писателем, во-вторых, не известно, воспримет ли публика условный язык Римаса Туминаса. Но отдача была потрясающая. Я сам сидел в зале. Хохотали, реагировали, как сказал Туминас, именно в тех местах, где режиссер и хотел. Даже в Москве так не принимают. И я очень рад, что оба фестиваля состоялись. Если бы не поддержка Министерства культуры, Администрации президента, полномочного представителя президента на Кавказе Александра Хлопонина и Эльвиры Набиуллиной, у нас ничего бы не получилось.

культура: Форум «Театры России — Северному Кавказу» станет ежегодным?

Миронов: Зависит не от меня. Пока что это разовое мероприятие. Но надеюсь, оно многих вдохновит. Может быть, кто-то затеет подобный музыкальный фестиваль. Ведь во Владикавказе руководит театром сестра Валерия Гергиева — Лариса Гергиева. Наверняка, они организуют подобные мероприятия. Или привезут сюда народные танцы. Но только не балет. Слышал, что на Кавказе это искусство не воспринимают...