14.06.2013
культура: Первый сезон под Вашим руководством закрывается рядом премьер...
Тупысева: В ближайшее время их — три. Для современной труппы известный французский хореограф Режис Обадиа поставил спектакль «Тристан +Изольда. Фрагменты». С Режисом мы уже работали в нынешнем сезоне — он восстановил свою «Весну священную» и поставил «Свадебку» — так у нас появился вечер балетов Игоря Стравинского. Новый спектакль посвящен 200-летию со дня рождения Рихарда Вагнера. Пересказа фабулы «Тристана и Изольды» не будет, историю любви танцуют пары, и каждая представляет один из эпизодов «о свойствах страсти». Молодая оперная певица Мария Гулик будет исполнять под фортепиано вагнеровский цикл «Wesendonсk Lieder» — того, что возник на гребне увлечения Вагнера женой друга и стал позже основой оперы «Тристан и Изольда».
Вторая премьера — «Концерт для скрипки с оркестром» на музыку Чайковского — спектакль, где занята вся классическая труппа. Хореографию американца Пола Мехия переносит российская балерина Ольга Павлова, она сама танцевала в этом балете. Пол Мехия работал в труппе Баланчина и считается убежденным последователем его традиций. «Концертом» мы начинаем знакомство с неоклассикой. Премьерой Владимира Васильева будем закрывать сезон.
культура: Как удалось договориться с ним, востребованным всем миром?
Тупысева: Если честно, то хореограф откликнулся на просьбу нашего заведующего труппой заслуженного артиста России Константина Матвеева. В театре «Кремлевский балет» Матвеев танцевал в васильевских спектаклях, был партнером Екатерины Максимовой, и с Владимиром Викторовичем сохранил добрые отношения. Мы все рады, что получили согласие, ведь Васильев нечасто ставит в России. Тем более новые спектакли.
культура: В «Москве» под одной крышей сосуществуют два коллектива танца — классического и современного. Сколько артистов в каждой труппе?
Тупысева: «Балет Москва» — театр с единым руководством и двумя труппами. В современной — 14 человек, в классической — 33.
культура: Год назад Вы пришли в не самый популярный театр. Многое пришлось менять?
Тупысева: Разобраться с ситуацией помогли знания, полученные на семинаре для театральных менеджеров в «Кеннеди-центре» в Вашингтоне. Нас учили кризис-менеджменту. Прежде всего, проанализировала финансовую и управленческую ситуации и собрала менеджерскую команду (ее сменили практически на 95 процентов), без чего решать творческие задачи сложно.
культура: Вы же и артистов поменяли? Многие остались за бортом?
Тупысева: Когда пришла, у артистов заканчивались договоры, я всем их продлила до конца календарного года. Необходимо было время, чтобы узнать друг друга. С танцовщиками здорово помог Константин Матвеев, он — из классиков, я — из современников, баланс сложился неплохой. Плюс приглашала специалистов посмотреть на труппу с профессиональной точки зрения. Обращала внимание на личностные качества, потому что привыкла работать в команде, где всем комфортно. К концу декабря стало понятно, с кем по пути. В каждой труппе осталось приблизительно по половине, объявили набор новичков. Сейчас я уже забыла, кто из «старожилов», — все перемешались. В коллективе хорошая атмосфера, за это я благодарна артистам.
культура: «Москва» всегда была бездомным театром. Нынешний сезон показывали спектакли на сцене ЗИЛа. Почему оттуда выехали? Не сложились отношения?
Тупысева: Как раз сложились, и нам нравилось в ЗИЛе. Но крышу большого зала признали аварийной, предстоит ремонт. Надеюсь, мы туда вернемся, и ЗИЛ останется для нас приоритетной площадкой. Продолжим сотрудничество с «Новой оперой» и Центром имени Мейерхольда — там тоже хорошо работается.
культура: Вам — человеку молодому, учившемуся не только в России, но и на Западе, наверное, близки срочные контракты, переаттестации — эти темы сейчас бурно обсуждаются.
Тупысева: Срочные трудовые договоры в нашем театре уже существовали до меня. Конечно, управлять коллективом проще, когда отношения «не на века», а регулируются контрактами. Складывается объективная ситуация, ведь у руководителя театра тоже срочный трудовой договор, и предложение работать дальше зависит от того, насколько он оправдывает ожидания. То же самое теперь и у танцовщиков. Но, с другой стороны, если руководитель уважает труппу, то, конечно, подумает о судьбе уважаемых в труппе артистов, выходящих на пенсию. Они становятся педагогами, менеджерами, продюсерами. Про вторую профессию самим артистам никогда не надо забывать.
культура: Театр будете вести по проектному пути, проложенному Западом?
Тупысева: Думаю, что все-таки театр останется репертуарным, как принято в России. Во всяком случае, процентов на 80. Если мы выпустили премьеру, то, конечно же, надо эксплуатировать спектакль столько, сколько он интересует аудиторию. Но модель репертуарного театра не исключает проектной деятельности: так интереснее всем — и танцовщикам, и зрителям. Например, мы получили приглашение от Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко принять участие в танцевальных сценах грандиозной оперы «Тангейзер» Вагнера, которые ставит Раду Поклитару.
культура: Почему отказались от больших классических балетов в репертуаре? «Москва» всегда танцевала «Дон Кихота» и «Спящую красавицу».
Тупысева: Я с уважением отношусь к классическому наследию и считаю, что сохранять их должно в театрах с историческими традициями. Для наследия нужны определенные условия. Здесь мы не конкурентоспособны. Наша задача: развитие российского современного танца и классического балета, он же не стоит на месте.
культура: Что для Вас современный танец? Никто не знает точного определения и относят сюда все, что не-классика.
Тупысева: Одна ветвь берет начало от Айседоры Дункан, другая связана с развитием танца во второй половине ХХ века. Набор определенных авторских техник, которые между собой перемешиваются: рождаются новые. Современный танец — еще и поле исследований и экспериментов, где хореография может сочетаться со звучащей речью, видео, архитектурой. Он стремительно движется в сторону полижанровости.