Взрыв на макаронной фабрике

Анна ЧУЖКОВА

05.03.2014

оль исполняет Ингеборга Дапкунайте.

Режиссера Илью Ротенберга, возглавляющего Томский ТЮЗ, Евгений Миронов заметил три года назад — на Фестивале театров малых городов России. Гран-при получил его спектакль «Игроки» по Гоголю. На сей раз Илья взялся за современную драматургию. Спектакль родился из творческого тандема совсем молодых людей. Автор пьесы «Дальше будет новый день» — быстро завоевавшая популярность представительница новой драмы Ярослава Пулинович. Сложно поверить, будто 26-летняя девушка помнит что-то из 90-х, кроме хруста «Кукуруку». Тем не менее в ее пьесе не только пышно расцвела послеперестроечная чернуха, но и выплеснулась злоба потерянного поколения. 

Жанна (Ингеборга Дапкунайте) — женщина авантюрная, но Орлеанскую деву напоминает только именем. В смутное бандитское время сирота в штопаных колготках, не имевшая ни гроша за душой, разбогатела в один день. Выбраться из беспроглядной нищеты помогла бизнес-идея: фасовать лапшу разорившейся нижне-урюпинской фабрики в упаковку с ярко-красной надписью «Made in USA». Сегодня дела идут стабильно. У Жанны — сеть магазинов «Вкуснятина», двухуровневая квартира и молодой поклонник (Александр Новин), он же заместитель. Но любовь повернулась задом. Ненаглядный Андрюша больше не желает творожок с круассанами «в постельку» и ехать в Африку на сафари, а хочет уйти к своей беременной девушке (Надежда Лумпова), с которой уже год тайно встречается. 

Макароны все-таки до добра не довели. В жизни состоятельной бизнес-леди — сплошной раздрай. Ни друзей, ни родных — только итальянские люстры на заказ и дорогой санфаянс. Дальнейшее — сплошные конвульсии. Жанна пытается забыть и найти другого. Не спасают ни мальчики по вызову, ни Виталий Аркадьевич (Андрей Фомин) — старый знакомый. Андрей тем временем не может найти работу. Подруга рожает, со съемной квартиры выпирают, коллекторы отбирают паспорт, единственная надежда — долевое строительство — лопается как мыльный пузырь. А под занавес бывшая собирается, используя связи, лишить родительских прав и усыновить ребенка... В общем, мужики — козлы, а бабы, сами знаете кто. История к тому же замешана на наваристом психоаналитическом подтексте. Драма получилась бытовой до крайности. 

Сценическое воплощение так же скупо на образность, как сводки криминальных новостей. Манера исполнения почти документальная. Вот беременная тетеха хрустит соленым огурцом. Вот Жанна моет волосы своему любовнику (на сцене реалистичные декорации хайтечной квартиры). А теперь плохие парни пачкают их, макая Андрея головой в унитаз.  

Если вам по душе рассказы про матерей-одиночек, больных раком, рвущих от боли зубами подушку, отцов-алкоголиков, гниющих под забором в собственной блевотине, — прямая дорога на премьеру. Соскучились по байкам про рэкет и бандитов? Спешите в билетную кассу. Не успели на вчерашнее шоу Малахова? Семейных скандалов в «Жанне» хватило бы на три выпуска.