МХАТ: решение неизбежно

Елена ФЕДОРЕНКО

28.11.2019

После того как глава государства Владимир Путин 21 ноября вручил народной артистке СССР, президенту МХАТ имени М. Горького Татьяне Дорониной орден «За заслуги перед Отечеством» I степени, конфликт в театре вышел за пределы собственно театральной среды.

От артистки, которую президент не раз называл «любимой», Путин узнал о ситуации «из первых рук». Многим мхатовцам, рассказала ему Татьяна Доронина, значительно сократили зарплаты. Она озвучила просьбу о возвращении им ролей и средств к существованию. В ответ Путин сообщил, что ни одно из адресованных ему пяти писем до него так и не дошло. Возможно, подвела «Почта России»... Беседа продолжалась сорок минут. Президент России пообещал «разобраться». В итоге есть надежда, что ситуация, ставшая, видимо, тупиковой, разрешится в ближайшее время и стороны найдут пути к компромиссу.

Сама эпопея во МХАТе началась без малого год назад. 4 декабря 2018-го на пост художественного руководителя театра был назначен продюсер и режиссер Эдуард Бояков. В этот же день народная артистка СССР Татьяна Васильевна Доронина, возглавлявшая театр три десятилетия, сняла с себя полномочия. Министерство культуры, конечно, не собиралось наносить удар великой артистке и руководителю, тем более в год личного юбилея и 65-летия ее сценической деятельности. Для нее создали специальную должность — почетный президент МХАТ имени Горького. Но вот далее все пошло по непредвиденному конфликтному сценарию. «Культура» поговорила с участниками событий — все они просят не упоминать их фамилии. Дословные высказывания артистов мы помещаем в кавычках.

Итак, свой последний спектакль «Васса Железнова» Татьяна Доронина сыграла 26 января — шел 54-й день новой власти. Тогда же она узнала о внесенных в Устав театра изменениях — «быть может, это случилось раньше, но Татьяна Васильевна оказалась в курсе только в конце января». Согласно новому уставу президент участвует в творческой деятельности коллектива, но эта строка, как утверждают сторонники Дорониной, имела номинальное значение. Президентство якобы не подкреплялось реальными рычагами воздействия на политику театра и освобождалось от каких-либо прав и полномочий. В театре шла жизнь — составлялись планы, формировался репертуар, выбирались пьесы, «но ни одну из них ей не дали прочитать». «Она поняла, что с ее мнением не считаются, к нему не прислушиваются — больше в театре она не появлялась».

В этот момент и начался раскол — группа артистов вышла с требованиями вернуть в коллектив руководителя и наделить ее полномочиями. К «повстанцам» присоединились некоторые зрители, готовые до последнего защищать своего кумира. «Бояков в ответ объяснил, что Татьяна Васильевна — почетный президент и у нее социальный пакет. Стало понятно, что руководитель театра один и ни в каких советах не нуждается». Кстати, социальные вопросы тоже сильно обострили ситуацию. Доронина, например, перевела всю труппу в штат, на бессрочный договор. Бояков же заставил большинство артистов перейти на срочный договор, за исключением народных артистов и социально защищенных работников. Просьба, с которой обратилась Татьяна Васильевна, — не трогать два легендарных исторических шедевра, поставленных отцами-основателями театра, якобы тоже не была услышана: отредактированная версия «Синей птицы» уже встретилась с публикой, впереди — реконструкция «Трех сестер».

В июне группа артистов обратилась к президенту России с просьбой сохранить классический русский психологический театр — именно такой, согласно традициям, строила Доронина. «Реакция последовала незамедлительно — сентябрьский репертуар спешно переверстали, в нем не оказалось значительной части спектаклей, в которых играли «заговорщики». Жертвой пали премьерный «Мудрец» («На всякого мудреца довольно простоты») — в нем роль Клеопатры Мамаевой исполняла заслуженная артистка России Юлия Зыкова, и «Вишневый сад», где были заняты заслуженная артистка России и Карелии Лидия Матасова, заслуженный артист России Александр Титоренко и Андрей Зайков.

28 августа состоялась пресс-конференция, где актеры выступили против политики Эдуарда Боякова. Реакция вновь была быстрой — сбор труппы 30 августа заменили на встречу «вызванных» актеров с художественным руководителем, в театр пускали по списку. Снятие с ролей продолжается. Заслуженные артисты Юлия Зыкова и Андрей Чубченко (его срок службы во МХАТе — 27 лет) в сентябре ни разу не вышли на сцену, а они актеры востребованные. Их пригласили в Малый театр, они покинули родную труппу. «Тех неугодных, кто остался, лишили 40 процентов зарплаты. Актеры, высказывающие свою точку зрения, теряют роли и спектакли. У одного из лидеров нашей труппы Александра Титоренко в декабре нет ни одного спектакля, а он ведущий актер, который играл по 15 спектаклей в месяц (и во всех — главные роли!)». К активным «бунтовщикам» теперь примкнула группа работников, не подписавших срочные договоры. В суд поданы иски по поводу дискриминации — в группу тех, кому значительно уменьшили зарплату, попали и многодетные, и мать-одиночка.

За год правления Эдуарда Боякова театр выпустил пять премьер — это де-юре. По сути дела, их две — «Последний срок» по Валентину Распутину поставил Сергей Витауто Пускепалис и «Последний герой» Ивана Крепостного, режиссер Руслан Маликов. Работа над спектаклем «Леди Гамильтон» была начата при Татьяне Дорониной, а «Сцены из супружеской жизни» -—продукт приглашенных артистов и режиссера Андрея Кончаловского, который уже ставил этот парафраз фильма Ингмара Бергмана в Италии. Премьерой объявлен спектакль «36 часов из жизни одинокого мужчины» — на самом деле это возвращение известного «Грибного царя» Юрия Полякова.

«Яблоком раздора» стало и то, что во МХАТе продолжаются работы по организации «факультативной деятельности» — в помещениях театра будут проводиться лекции, занятия йогой и танцами, различные кружки пригласят москвичей всех возрастов. Эта инициатива тоже воспринимается работниками театра неоднозначно.

У Эдуарда Боякова свой взгляд на происходящее. 19 ноября президенту России было направлено обращение актеров МХАТ имени М. Горького, принадлежащих к противоположному лагерю, которое начиналось так: «Мы... вынужденно обращаемся к Вам за помощью и поддержкой. На протяжении более полугода наш театр является предметом ожесточенной информационной кампании, направленной против нового руководства МХАТа в лице художественного руководителя Эдуарда Боякова и его заместителя Захара Прилепина».

Теперь конфликт во МХАТе вышел на «высший уровень». Решение неизбежно и, вероятно, последует в первой половине декабря.


Фото на анонсе: Александра Краснова/ТАСС