«Балда» примерил фрак

Виктория ПЕШКОВА

28.10.2019


«Сказка о попе и о работнике его Балде»
А. С. Пушкин

Театр им. Евг. Вахтангова

Режиссер:
Александр Коручеков

Художник: Максим Обрезков

В ролях: Олег Лопухов, Николай Романовский

В афише Театра им. Вахтангова появилась «Сказка о попе и о работнике его Балде». Создателям спектакля удалось вписать в «салонное» пространство Арт-кафе озорное, почти лубочное представление, на которое стоит сходить всей семьей.

Самые прозорливые давно догадались — ​технический прогресс не панацея от страданий, которым подвержена душа: сделать жизнь удобнее — ​это пожалуйста, а вот счастливее — ​увы. И в виртуальной реальности, какой бы многомерной и яркой она ни была, мы не перестаем ощущать себя одинокими и никому не нужными, ведь никогда не можем быть полностью уверены, что в контакт с ним вступает человек из плоти и крови, а не запрограммированный неизвестно кем симулякр. Почувствовать себя по-настоящему интересным и востребованным удается только среди людей — ​растущая популярность так называемого иммерсивного театра, в жанре которого и воплощена пушкинская сказка, очевидное тому подтверждение. «Балду» играют не в зале, где зрители — ​что большие, что маленькие — ​рассажены чинными рядами, а в Арт-кафе, среди стильных интерьеров и уютных чайных столиков.

Идея рассказать произведение Пушкина со сцены возникла у актера и режиссера Олега Лопухова еще пару лет назад. Нужен был партнер, которому тоже пришлась бы по душе стихия русского балагана, ею пронизана буквально каждая строчка сказки. Этой зимой в стажерскую группу театра был принят выпускник Щукинского института Николай Романовский, и давний замысел начал обретать зримые черты. Сложилась классическая контрастная клоунская пара: артистов отличает чувство юмора, внешняя выразительность, а также тонкая «настройка» друг на друга.

Балда у Николая Романовского получился прямо-таки хрестоматийным сказочным героем — ​высок, строен, силен, ловок, а главное — ​умен и справедлив. В общем, тот самый положительный пример, убедительный, а не нудно-назидательный, без которого воспитание подрастающего поколения невозможно (минувшие три десятилетия доказали это с беспощадной очевидностью).

А Олег Лопухов, купаясь в игровой стихии, жонглирует образами, как фокусник, — ​он тебе и поп, и попадья, и попова дочка, да еще старый и молодой бесы в придачу. Каждый персонаж для него воплощает какой-то из человеческих недостатков или даже, как в случае с попом, несколько пороков, и актер очень деликатно напоминает публике: не поддавайтесь на внешнее обаяние, не обманывайтесь словами, зрите, что называется, в корень. Никакого «антиклерикального» заряда спектакль, разумеется, не несет: даже самому маленькому из сидящих в зале понятно — ​жадиной и скаредой на поверку может оказаться кто угодно. Ну, а взрослые с видимым удовольствием примеряют «поповскую» личину на отнюдь не сказочных персонажей, руководствующихся в жизни теми же принципами.

Окончательную форму актерской идее придал режиссер Александр Коручеков. С  Театром Вахтангова он сотрудничает не первый раз («Ревнивая к себе самой» Тирсо де Молины, «Бедность не порок» и «Горячее сердце» Островского), а предыдущим «сказочным» опытом для него стал «Питер Пэн» Джеймса Барри. И вот теперь — ​Пушкин: раешный сюжет, решенный в кабаретной стилистике, во фраках и цилиндрах (рискованный, но оправдавший себя эксперимент художника и сценографа Максима Обрезкова), да еще и с музыкальным сопровождением, где кантри и джазовые вариации замиксованы с Чайковским, обрел огромное количество подтекстов, и каждый волен выбирать те, что ему более по сердцу. Кстати, музыканты маленького ансамбля — ​клавишные, виолончель и ударные — ​не только «озвучивают» собственно сюжет, но и одушевляют целый сонм пушкинских персонажей, незримо участвующих в представлении.

Участвуют в нем и зрители: не секрет ведь, что практически каждый мечтает хотя бы раз в жизни выйти на сцену. А тут такая заманчивая возможность — ​приобщиться к секретам актерского ремесла: Олег с Николаем устраивают экспресс мастер-класс по сценической речи и пластике. У публики есть возможность на собственном опыте убедиться, как это непросто — ​владеть своим голосом и телом. Ну а когда, выражаясь профессиональным языком, все зажимы сняты, можно с головой нырнуть в сказку — ​превратиться в шелестящие на ветру деревья или в морские волны, обернуться чайкой или дятлом. И, между прочим, взрослые увлекаются перевоплощениями едва ли не больше своих отпрысков. Уже через несколько минут после начала спектакля граница между сценой и залом, и без того достаточно условная, исчезает вовсе: вы с нами, мы с вами и все мы вместе. Ну а счастливчикам даже удается подняться на подмостки и подыграть артистам. Дети осваивают мир, играя, так пусть же игра поможет им разобраться, что такое хорошо и что такое плохо. В общем, верные своему фирменному стилю вахтанговцы в очередной раз доказали: живой театр, созданный буквально из ничего, может развиртуалить кого угодно.


Фото на анонсе: Валерий Мясников/vakhtangov.ru