20.09.2019
В Большом театре на старт премьерного марафона 244-го сезона выйдет опера «Сказка о царе Салтане». Не потому ли задорный фильм, открывавший по традиции сбор труппы, выдержали в формате волшебной небылицы? Отрывки из спектаклей, показанных в 2018–2019-м, и коллаж репетиционных фрагментов сопровождали крылатые фразы из фильмов «Айболит-66» и «Тот самый Мюнхгаузен», а руководители, режиссеры, танцовщики и вокалисты заговорили голосами Кощея, Козы, Царевны — персонажей любимых кинокартин и мультфильмов. Непринужденная дружеская атмосфера сохранилась и в деловой части собрания в зрительном зале Исторической сцены.
Гендиректор Большого Владимир Урин начал со статистики, и цифры впечатлили: планы 2018 года перевыполнены по всем показателям. 660 спектаклей посмотрели 566 тысяч зрителей — только в Москве, не считая многочисленных гастрольных выступлений. Вице-премьер Ольга Голодец поздравила «лучшую труппу страны» с началом сезона: «Вы были, есть и будете главным театром, национальным символом России».
Об оперных планах рассказал музыкальный руководитель и главный дирижер Туган Сохиев. Продолжая год 175-летия со дня рождения Николая Римского-Корсакова, коллектив готовит две оперы русского композитора. «Сказка о царе Салтане» — для взрослых и детей — встретится со зрителями уже 26 сентября. Для постановки «Садко» после долгого перерыва в театр возвращается режиссер Дмитрий Черняков, премьера запланирована на февраль. Афиша пополнится сочинением «Дидона и Эней» барочного композитора Генри Перселла — копродукция с фестивалем Экс-ан-Прованса. Вновь выйдет на подмостки моцартовский «Дон Жуан» с Ильдаром Абдразаковым в заглавной партии, свою версию похождений дамского угодника предложат петербуржец Семен Спивак и маэстро Туган Сохиев. «Мазепа» Чайковского прозвучит в концертном исполнении, в прошлые годы в освоении этой формы ГАБТ демонстрировал блестящие результаты. В «Анне Болейн» Доницетти выступит Хибла Герзмава, отмечающая в 2020-м юбилей. Ожидается дебют в опере Большого театра великого испанского тенора Пласидо Доминго — он споет в «Травиате», есть надежда на встречу с Анной Нетребко и Юсифом Эйвазовым в «Дон Карлосе».
Камерная сцена вступает в свой второй сезон в составе единой команды ГАБТа. Согласно заветам Бориса Покровского, здесь продолжают открывать новое и вспоминать подзабытое старое. Комическая опера Василия Пашкевича «Гостиный двор», написанная более двух веков назад, познакомит с русским барокко. «Маленький трубочист» Бенджамина Бриттена адресован юным зрителям. «Искатели жемчуга» Жоржа Бизе перенесут публику в мир романтической музыки. Спектакли в пространстве Камерной сцены сочиняют команды молодых постановщиков.
Первую балетную новинку сезона публика сможет оценить 21 ноября. Свою авторскую редакцию старинной образцовой «Жизели» Адана предложит Алексей Ратманский, в убранстве сцены обыгрываются мотивы декораций Александра Бенуа. Анонсируя весенний вечер трех спектаклей, худрук балета Махар Вазиев назвал его «русским проектом». Все «одноактовки» специально поставлены для артистов Большого театра российскими хореографами на музыку наших соотечественников. Вячеслав Самодуров готовит «Танцеманию» композитора Юрия Красавина, премьера ГАБТа Артемия Белякова вдохновили образы «Времен года» Александра Глазунова, Антон Пимонов сочиняет спектакль с амбициозным названием «Сделано в Большом» на мелодии Анатолия Королева. Совершенный «кот в мешке» — новое сюжетное полотно «Мастер и Маргарита». Мистический роман Михаила Булгакова, полный неразгаданных тайн, аллегорий и символов, «прочитает» хореограф Эдвард Клюг из Словенского театра в Мариборе. Герои затанцуют под музыку Дмитрия Шостаковича и Альфреда Шнитке.
Перечислить все события в рамках одной статьи невозможно. Добавим, что Молодежная оперная программа отмечает 10-летие концертом на Исторической сцене; оркестр Большого театра впервые выступит в концертном зале «Зарядье», акустику которого высоко оценили музыканты, прозвучит оратория Сергея Прокофьева «Иван Грозный». 80-летию Владимира Васильева посвящен фестиваль спектаклей из репертуара великого танцовщика и его хореографических работ.
Не пропадут яркие начинания прошлых лет: ожидаются ставшие привычными трансляции постановок в кинотеатрах, а театральный музей продолжит научно-издательскую деятельность. Кстати, уникальный труд «Большой театр и Музей. 1918–2018» о вековой истории коллекции отмечен премией «Книга года» в номинации «Мельпомена и Талия».
Самый трогательный момент сбора труппы: представление нового пополнения, премии за создание ярких ролей и поздравления юбиляров — с летними днями рождения и тех, кто прожил в родном театре долгие и прекрасные годы. Награду получила Лиза Плучек — она служит в ГАБТе полвека и сегодня возглавляет службу контролеров.
В Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко тоже чествовали своих виновников торжества и победителей прошедшего сезона, которых выбирают коллеги. Старейшина из награжденных — артистка миманса Валентина Ермилова, отметившая 65 лет службы. Встреча коллектива на Большой Дмитровке прошла на день раньше собрания в главном театре страны. После отлично проведенного 100-го сезона Музтеатр, похоже, не позволил себе расслабиться — смелых планов немало. Церемонию провели лапидарно, стремительно, лаконично. Быть может, такой формат выбрали потому, что труппа месяц назад уже приступила к работе. Директор театра Антон Гетьман, взявший на себя роль ведущего, представил гостей: заместителя руководителя Департамента культуры Москвы Леонида Ошарина и регионального представителя авиакомпаний Air France/KLM в России и странах СНГ Эрика Луво. Руководитель избежал разговоров о художественной политике — этот вопрос будоражил коллектив «под занавес» прошлого театрального года. Затем принял микрофон балетный худрук Лоран Илер. Француз, впервые заговорив по-русски, сказал, что репетиции «Дон Кихота» в редакции Рудольфа Нуреева уже в разгаре. Илер представил новых артистов, их трое, поздравил ветеранов и выразил большое удовольствие от работы с труппой: «Вы — профессиональная команда, и мы — вместе».
От перечисления остальных планов Илер устранился. Впрочем, они известны и переверстке не подвергались. Британец Акрам Хан, недавно наделавший немало шума в летней Москве, поставит в новой версии свой популярный в мире спектакль «Kaash». Определяется с выбором названия испанец Гойо Монтеро. За отечественную составляющую отвечает знаменитый педагог-репетитор Маргарита Дроздова — ее верная память и безупречный вкус вернут на афишу «Вариации» на музыку Жоржа Бизе в хореографии Владимира Бурмейстера, многие годы возглавлявшего балет Музтеатра.
Худрук оперной труппы Александр Титель, поблагодарив участников «красивых и достойных» гастролей в Шанхае, куда МАМТ привозил оперу «Евгений Онегин», перешел к оглашению перспектив. Готова первая премьера — «Похождения повесы» Игоря Стравинского; началась работа над еще одним событием осени — попурри из опереточных шлягеров под названием «Зимний вечер в Шамони» ожидает приезда дирижера Уильяма Лейси. Вернется в репертуар опера «Манон» Жюля Массне — спектакль, которому дали отдых на несколько сезонов, труппа воспринимает как дань памяти постановщику Андрейсу Жагарсу. В мае Александр Титель вместе с дирижером Фабрисом Боллоном выпустит «Вольного стрелка» Вебера — этот совершенный образец раннего романтизма в отечественных театрах не идет. Завершит сезон российская премьера изящной оперы Антонио Чести «Оронтея» в постановке Ирины Лычагиной, дирижер — Ариф Дадашев. В планах — большой гала в честь 180-летия со дня рождения Чайковского, и, скорее всего, программа будет яркой и нетривиальной: блистательные гала, посвященные вековому юбилею Музтеатра, показали — коллектив МАМТа способен оживить и сделать актуальным любое историческое наследие.
Фото на анонсе: Сергей Ведяшкин/mskagency.ru