Ваше место в плацкарте

08.06.2017

Денис СУТЫКА


«Боюсь стать Колей»
МХТ им. Чехова

Режиссер: Марина Брусникина

Художники-постановщики: Николай Симонов, Николай Павлов

В ролях: Данил Стеклов, Ольга Литвинова, Валерий Трошин, Янина Колесниченко, Павел Ващилин, Армен Арушанян, Алена Хованская и другие. 

Режиссер Марина Брусникина поставила на новой сцене МХТ имени Чехова пьесу Ивана Андреева «Боюсь стать Колей». Корреспондент «Культуры» одним из первых посмотрел спектакль, в котором за дерзкой комедией скрываются рассуждения о незавидной участи современного мужчины. 

Произведение уральского автора, победившее на конкурсе «Евразия» и вошедшее в десятку лучших за 2016 год по версии смотра «Кульминация», неожиданно пришлось ко двору в МХТ. Впервые оно прозвучало в проекте «Круг чтения» и было тепло принято зрителем.

Брусникина, испытывающая пиетет к новой драматургии, не могла пройти мимо такого подарка, хотя острая пьеса, изобилующая нецензурной лексикой, скажем прямо, смотрелась бы органичнее на экспериментальной сцене. Андреев, окончивший когда-то режиссерский факультет и долго работавший в журналистике, по стилю и проблематике близок землякам Николаю Коляде и Василию Сигареву. 

Фото: Екатерина Цветкова

Действие истории разворачивается в знакомом до боли каждому россиянину плацкартном вагоне поезда Уфа — Екатеринбург. Как скоротать путь, занимающий 16 часов? Естественно, алкоголем, разговорами за жизнь и поеданием несвежей курицы. Главный герой — молодой ученый Алик (Данил Стеклов) едет к невесте. Во время экспедиции смекалистая девица забралась к нему в палатку и теперь требует свадьбы. По дороге Алик не только успевает влюбиться в попутчицу Полину (Ольга Литвинова), но и понять, как жить не хочет.

В отличие от своих предыдущих работ на сей раз Брусникина доверилась спонтанной студийности, которая так ярко расцветает в театральных вузах, но постепенно уходит с профессиональной сцены. Пригласив молодых исполнителей, педагог Школы-студии МХАТ, по сути, поставила довольно удачный дипломный спектакль.

Актеры по-хорошему дурачатся, импровизируют в заданном режиссерском рисунке, создают яркие и узнаваемые характеры, а главное, сами кайфуют от разыгрываемой истории. Декораций минимум: плацкартный вагон да окно, за которым порой мелькают березки. Так и хочется воскликнуть: «Какая красота!» Но герои не обращают на меняющийся пейзаж никакого внимания, по их манерам четко понимаешь: перед нами представители среднего класса, что без матерка вряд ли умеют восхищаться окружающим миром.

Фото: Екатерина Цветкова

Кстати, Брусникина очень органично уходит от мата, заглушая его стуком колес и гудками. В общем-то, и драматург доволен, и команда постановщиков обошла острые углы, хотя спектакль все-таки выпущен с пометкой «18+». 

Но вернемся к соседям главного персонажа. Алику выпало удовольствие ехать с 49-летним Николаем (Валерий Трошин) и его законной половиной Тамарой. Честный муж — слесарь, завидный подкаблучник, женился не по любви, а по залету, однако считает, что поступил как настоящий мужик. Да и профессию свою называет самой что ни на есть подходящей. Впрочем, «попробуй нынешней бабе слесаря-ремонтника подсунуть», — сетует он. Николай признается, что «ребенок для бабы  — как крючок для рыбака». Супруга — разбитная женщина (Янина Колесниченко), давно привыкла строить мужа и откровенно тиранит его при посторонних.

Другой сосед — тоже, как ни странно, Николай (Павел Ващилин) — маменькин сынок с легкой манерностью. В дороге он щедро делится с попутчиками «мамиными грибочками и вином». 

Фото: Екатерина Цветкова

А еще в плацкарте с Аликом едет Полина, его ровесница. Вот уж кто знает всю нецензурную лексику. Резкими словами девушка стремится отгородиться от внешнего, не всегда дружелюбного мира. В этом она очень схожа с главным героем. Глядя на попутчиков, парень не перестает терзаться мыслью о том, как не превратить семейную жизнь в ад. Можно ли все-таки быть вместе по любви, а не по залету? В итоге молодой ученый находит свой путь. Хотя и с тяжелыми компромиссами, но ему удается избежать участи Николаев. Как именно? Пусть останется загадкой.

Остросоциальная комедия высмеивает нравы общества, в то же время в ней заложена определенная философия. Как бы ни было прискорбно, но сегодня почти каждый второй мужчина в России — это Коля в том или ином виде. Либо инфантильный маменькин сынок, либо подкаблучник. Факт стал настолько обыденным, что мы уже с ним свыклись и воспринимаем как данность. Однако команда постановщиков и артистов не занимается нравоучениями, а предлагает взглянуть на ситуацию с иронией и попытаться хотя бы себе честно ответить: а хочу ли я стать Колей?


Фото на анонсе: Екатерина Цветкова

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть