25.01.2017
«Баня» Постановка, сценография, сценическая редакция текста: Николай Рощин Композитор: Иван Волков Хореограф: Владимир Варнава Художник по костюмам: Екатерина Коптяева В ролях: Виктор Смирнов, Виталий Коваленко, Степан Балакшин, Дмитрий Белов, Елена Вожакина, Виктория Воробьева, Василиса Денисова, Иван Ефремов и др. |
«Баня» была написана Маяковским в 1929 году по заказу театра Мейерхольда и поставлена там же. Поэт определил жанр как «драма с цирком и фейерверком».
— На мой взгляд, пьеса актуальна и сегодня. — отметил на посвященной премьере пресс-конференции худрук Александринки Валерий Фокин. —Теперь ее мало кто знает, только старшее поколение, обращаются к ней редко. Помню лишь какой-то дипломный спектакль в Щукинском училище и постановку в Театре Сатиры у Плучека.
Почему же спектакль практически не найти в театральных афишах?
— «Баню» можно назвать авангардной, ставить очень сложно, — признается Николай Рощин. — Написана она с учетом своего времени, а если переносить действие в наши дни, то легче все переписать. Но творить «под Маяковского» — дело неблагодарное. Когда мы убираем из конструкции эпизоды про те реалии (а таких — процентов сорок), остается конфликт между людьми дела, мысли, борьбы, стремления к будущему, к жизни, ее улучшению, и чиновниками, которым это все не нужно.
Так что пиджаки новые — проблемы старые. В постановке много пересечений с современностью. Видно, что режиссер еще не готов подвести черту. Вполне возможно, спектакль станет дорабатываться «по ходу пьесы» в зависимости от реакции зрителей на те или иные эпизоды — обычное дело для театра.
Помимо «Бани» Александринка представит в 2017-м целый ряд премьер. Одна из ожидаемо спорных — связанная со 100-летием Великой Октябрьской революции.
— Застолье 7 ноября организовывать не собираемся, — пошутил Фокин, — но хотим отметить и осмыслить средствами театра эту очень серьезную дату. Пройти мимо, мне кажется, было бы неправильно: перевернут оказался весь мир, и до сих пор мы ощущаем послесловия событий столетней давности — в разных проявлениях, как со знаком «минус», так и со знаком «плюс».
В сентябре сам Фокин начнет репетиции спектакля о 1917 годе.
— Молодой Сталин будет общаться с уже старым, — поделился замыслом художественный руководитель. — Понимаю сложность темы, очень легко обвинить театр и меня в конъюнктуре. С другой стороны, я уже слышу: а правильно ли режиссер все отобразит? Хочу честного анализа, не более. Мне интересно, как в романтическом юноше идея всеобщей справедливости превращается в «я... я... я — бог, я все могу, мне все позволено». Работа над пьесой еще идет, автор — Артур Соломонов.
Революционную тему поддержит «Оптимистическая трагедия» Всеволода Вишневского. Виктор Рыжаков начнет трудиться над ней весной. А в сентябре постановка откроет ХI Международный фестиваль «Александринский». В 50-е годы в Александринском театре эту пьесу воплотил Георгий Товстоногов.
Будут и другие премьеры — главным образом, классика, в том числе и советская. На Основной сцене в конце февраля Теодорос Терзопулос представит «Мамашу Кураж» Бертольда Брехта. На Малой сцене в седьмом ярусе Андрей Калинин покажет «Марат/Сад» по пьесе немецкого драматурга Петера Вайса.
— Калинин интересен интерпретацией «Носорогов» Ионеско в ТЮЗе, учился в Москве у меня и у Николая Рощина, — отрекомендовал Фокин. — Молодых режиссеров надо поддерживать, давать им работать.
Антон Оконешников (он представил на Новой сцене «Двенадцать» Блока) возьмется за футуристическую оперу Матюшина и Крученых «Победа над солнцем». Зрители увидят ее на Новой сцене в конце сезона.
Намечена большая программа мероприятий, посвященных юбилею спектакля «Маскарад» Мейерхольда. 8 и 9 марта на Основной сцене отпразднуют 100-летие постановки.
— Сыграем мой спектакль «Маскарад. Воспоминания будущего», — уточнил Фокин.
Но не сценой единой. На Новодевичьем кладбище Санкт-Петербурга откроется восстановленное работниками театра надгробие на могиле умершего в 1930-м Александра Головина, главного художника Императорских театров и художника спектакля «Маскарад».