22.12.2016
«Baden-Баден»
Театр имени Моссовета Постановка и сценография:
Художник по костюмам:
В ролях: Алексей Трофимов,
|
«Дым» инсценирован самим режиссером — ему показалось интересным срифмовать людские нравы и разговоры о России середины позапрошлого века с современными дебатами. 1862 год. Модный курорт, где появляется помещик Григорий Литвинов, ждущий приезда невесты. На свою погибель встречает давнюю любовь — Ирину Ратмирову, и встреча эта смешает все планы.
Спектакль по-старомодному красив: по центру сцены — «русское дерево» (его трансформации в интимное ложе или беседку завораживают), под тенистой кроной ведутся словесные поединки и плетутся интриги. Режиссер, выступивший и в роли сценографа, разместил на подмостках фонтан и бассейн, напомнив, что Баден-Баден славен своими целебными водами. Тревожную нестабильность в мирную жизнь обывателей вносит образ железнодорожного вокзала со стуком колес и проекциями бегущих за окном ландшафтов.
Декорации — подробны, спектакль неспешен, элегантен и вписывается в эстетику театра, где классические тексты уважают и оберегают от всяческих вторжений. Хотя сама тема провоцирует на принятые нынче острые акценты. Оказавшиеся вдали от родины, на райском курорте, люди ведут бесконечные споры — о славянофилах и западниках, патриотах и либералах, разглагольствуют о будущем России, клеймят гнилой Запад, думают о том, нужна ли свобода народу и надо ли засадить в тюрьму политических оппонентов. Дискуссии под пиво и сосиски не увлекают зрителей, зал пережидает псевдоумные и напыщенные диалоги, поданные с изрядной долей гротеска, и немного скучает. Театр не педалирует созвучие дискуссий сегодняшним ток-шоу (впрочем, те, кто хочет актуальности, ее получат), театр — повествует. И повествование распадается как бы надвое, на два спектакля в одном. В первом рассуждают об оставленном Отечестве, второй — любовная мелодрама.
Итак, герой встретил Ирину. Она давно замужем, вполне освоилась в лживом обществе, превратилась в манерную светскую львицу. Платья старинного покроя чрезвычайно к лицу актрисе Евгении Крюковой, которая играет даму, способную манипулировать любым мужчиной. Что и делает. Будь то муж (Сергей Зотов) или верный паж, надворный советник Созонт Потугин (Дмитрий Щербина). Влюбленный Григорий Литвинов в исполнении Алексея Трофимова не только красив и грациозен, он — натура тонкая, страдающая, рефлексирующая. Невеста Татьяна (Александра Кузенкина) приезжает, когда старый роман Григория вновь яростно разгорелся.
Дым этого любовного костра сметает ее надежды, в дым превращается и одинокая жизнь Литвинова. В романе герой вернется к Татьяне, упадет перед ней на колени, а ее тетушка Капитолина Марковна вздохнет: «...повинную голову принес». Героиня Галины Дашевской лишена этой фразы, потому что на жизнь сил у Литвинова не осталось. Юрий Еремин — режиссер умный и правильный. Спектакль учит, преподносит урок с верными выводами: за невежество и предательство приходится платить слишком высокую цену.
Дым уходящей, попусту растрачиваемой жизни окутывает и обитателей усадьбы в «Месяце в деревне». Зеленое пространство сцены, листочки-цветочки-бабочки, разноцветные яблоки, яркие костюмы, колоритный воздушный змей — художник Евгений Лемешонок старается воспроизвести образ деревни как места для бездействия, романов, расслабления. Небольшой подиум в глубине сцены, куда выходят герои и поют (в основном тексты авторства Бориса Гребенщикова). И как не порадоваться за труппу театра — молодая поросль равно владеет голосами и музыкальными инструментами. Да и то, о чем пишет БГ, вполне отражает метания тургеневских персонажей. Как и в «Baden-Бадене», в «Месяце в деревне» присутствует явный намек на перекличку времен. И все-таки музыкальные антракты существуют несколько отдельно от перипетий этой достаточно печальной комедии — могло выпасть счастье, но не случилось.
«Месяц в деревне»
Театр имени Моссовета Режиссер: Иван Орлов Художник: Евгений Лемешонок В ролях: Наталья Ноздрина,
|
В остроумном фантазийном спектакле Орлова все пытаются любить, любовь придумывают и к ней рвутся, но — тщетно. Не получается. Не умеют. Мечется экзальтированная, пустая и глуповатая Наталья Петровна Ислаева, представляемая Натальей Ноздриной, терзается ее воспитанница Верочка, смущается застенчивый студент Беляев (Семен Шомин). Щеголяет в розовых шортах Аркадий Ислаев (Сергей Зотов); кичится приевшийся воздыхатель Натальи Петровны Ракитин (Владислав Боковин) — молодой провинциальный пижон. Все смешны и нелепы.
Имя режиссера Ивана Орлова, которому далеко еще до тридцати, стоит запомнить. Он умеет выстраивать характеры, смело экспериментировать, не впадая в вульгарность, заполонившую современную сцену. В пестрой чехарде спектакля есть две сильные сцены, где отброшены лукавая игра и веселые пассажи.
Доктор Шпигельский делает предложение компаньонке Лизавете. Они говорят честно, понимая, что быть вместе — единственный для них путь: оба несчастны, хотя и скрывают это. На уровне тонких подтекстов ведут диалог Кристина Исайкина, закутанная в черное монашеское одеяние, и Сергей Виноградов, чей герой, кажется, устал от самого себя больше, чем от неприкаянной жизни. Другая сцена — объяснение с Беляевым Веры, принявшей решение пойти замуж за несуразного старика. Молодая артистка Надежда Лумпова проживает тут страшное превращение нежной тургеневской барышни в униженную, морально уничтоженную женщину.