Театр дядюшки Римаса

Елена ФЕДОРЕНКО

15.09.2016

Один из самых успешных драматических театров Москвы открыл новый сезон. 

Сбор труппы Театр имени Евгения Вахтангова провел с размахом, весело и ярко. На нынешний сезон — 96-й — выпадает его 95-летие. Так сложилось исторически: 13 ноября 1921-го прошла премьера легендарного спектакля «Чудо святого Антония», и эта дата считается днем рождения театра, который к тому времени под названием Третьей студии существовал уже год в составе МХТ. Впрочем, много радости — это по-вахтанговски.

На Новой сцене, построенной в прошлом сезоне и уже ставшей любимой, идея театра-праздника развернулась во всей чрезмерности: сверкали составленные пирамидами бокалы (шампанское по окончании церемонии предлагалось всем — хозяевам и гостям), радовали глаз разноцветные букеты и изящно перевязанные ленточками книги, повествующие об истории театра. Здесь умеют хранить память. Пишут летопись тщательно — видеоролик со всеми событиями прошлого сезона, значительными и не очень, стал эпиграфом к новому старту. Мелькали отрывки из премьер и улыбались с экрана юбиляры, новобранцы, публика; вот первая встреча с Новой арбатской сценой и уютный простор музея-квартиры отца-основателя; кадры со стройплощадки, в которую превратилось здание, известное как Театр имени Рубена Симонова (сейчас — вахтанговский филиал), и забавные свидетельства экстремальных «звездных» разминок в собственном фитнес-центре. Финал хроники настраивал на успех: фрагмент теленовостей, где на отчет министра культуры о театре, как одном из самых экономически эффективных, президент Владимир Путин реагирует лапидарно: «Здорово!» Зал взорвался аплодисментами, под них актрису Юлию Рутберг поздравили с присвоением звания народной артистки России. Теперь оно, ранее не лимитированное в количественном исчислении, — раритетно и присуждается не более 4–5 раз в год. 

О достижениях «рапортовал» директор театра Кирилл Крок, перечислив все полученные награды — коллективные и индивидуальные, впечатлив сухими цифрами: в минувшем сезоне сыграно 539 спектаклей, и только в Москве на них побывало без малого триста тысяч зрителей. Отдельной строкой прозвучали гастрольные маршруты. Вспомнилось, как несколькими днями раньше на аналогичном собрании Пушкинского театра Евгений Писарев пошутил, что больше пушкинцев гастролируют только вахтанговцы, они-де вовсе не заезжают домой между турне. Оказался недалек от истины.

После долгой и важной преамбулы слово досталось художественному руководителю театра Римасу Туминасу. Парадоксальный мыслитель, печальный мудрец, он сыпал афоризмами и сам усмехнулся: «Сегодня я как Жванецкий». «Манерный напыщенный стиль, обращающий на себя внимание, это скверно. Будет день и будет праздник. Ошибки надо сознавать, это путь, но не к успеху — дорога к победе. Каждое утро, проснувшись, поздравляйте себя, любите себя, это не вредно. Радуйтесь, что идете в театр. Природа и искренность — красота, а за красотой — правда, но она так закрыта! Наша профессия — пробираться к ней. Искусство и есть великолепный урок искренности. Прошу вас быть открытыми, любить друг друга. Сезон будет трудным. А когда он бывал легким?»

По-чеховски грустноватый юмор с поэтическими деталями может поставить в тупик непосвященного, но шутки худрука артисты ловили и подхватывали дружным смехом. «Когда я проснулся, весь мой сад был в цвету. Природа призвала меня жить, и я опять с вами. Уже в восьмой раз перед вами выступаю. Искусство начинается с внутренней точности». А далее Римас Владимирович слукавил: «Все ждут творческих планов, у меня их нет, забыл в кабинете». Пришлось процитировать в свободном переводе диалог из пьесы «В ожидании Годо» Беккета: «Что будем делать? Ничего. Придет Годо и скажет. Вы все должны ждать его, а не меня». Но и без помощи Годо перспективы прояснились. В том числе главная интрига — увидят ли москвичи совместный проект Вахтанговского театра и Национального театра Греции — трагедию «Царь Эдип» Софокла в постановке Туминаса? Увидят. И случится это на праздновании 95-летия труппы. Громкая премьера состоялась летом на земле Эллады в древнем амфитеатре Эпидавре, впереди — показ в Афинах, в театре Одеон у подножия Акрополя. Как это грандиозное зрелище о грехе и расплате, слепоте и прозрении, чести, гордости и гордыне адаптируется к театральной коробке? Что почувствуют античные герои, перенесенные в замкнутое пространство арбатской сцены с просторов вольной природы с темным небом над головой? Пока этого не понимает и сам худрук, не скрывавший своего волнения. 

Трагическую тему продолжит «Ричард III», его поставит главный режиссер Тбилисского русского театра имени Грибоедова Автандил Варсимашвили. Жест доверия со стороны Туминаса, который в Вильнюсе по этой шекспировской пьесе создал удивительный спектакль-размышление о преображениях личности и, кстати, считал своего «Ричарда» недоигранным. Туминас же приступит к «Фаусту» Гёте — ни больше, ни меньше. И нет сомнений, что это будет анализ жизненного пути человека и способов познания им мира — наверное, не простого, а театрального. Ведь для худрука сцена — судьба. Патриарх Вахтанговского Владимир Этуш появится в женской роли в спектакле Владимира Иванова по пьесе Надежды Птушкиной «Пока она умирала», где веселье замешано на грусти. Соединять фарс, притворство и серьез старейший лицедей умеет виртуозно. 

Открылся же сезон премьерой комедии-балета «Мнимый больной» Мольера в постановке французского режиссера румынского происхождения Сильвиу Пуркарете. Опус с Сергеем Маковецким и Ольгой Тумайкиной в главных ролях играют на Основной сцене.

Содружество с зарубежными мастерами продолжится в формате творческих лабораторий. Уже известно, что первыми приедут француз Эрик ля Каскад и итальянец Тони Сервилло, в России помнят его как актера по фильму Соррентино «Великая красота». Не исключено, что эти мастер-классы выльются в новые спектакли. 

Полным ходом идет подготовка вечера, посвященного 100-летию со дня рождения актрисы Галины Коноваловой. Версию пьесы «Наш класс» Тадеуша Слободзянека о судьбах однокашников из маленького польского городка, попавших под молох истории, сочиняет Наталья Ковалева. Завершает репетиции драмы Августа Стриндберга «Фрекен Жюли» еще одна дама-режиссер Гульназ Балпеисова. Театралы запомнили ее дебют по рассказам Ивана Бунина — спектакль «В Париже» щемяще «говорил» о любви, коротком миге счастья и долгой тоске. Уланбек Баялиев, поставивший в прошлом сезоне замечательную «Грозу» Островского как острую современную драму, определяется с новой работой. 

Под занавес собравшихся пригласили... в подвал, где открывается «Арт-кафе». Крошечная сцена, как в старинном театре марионеток, окружена дивным интерьером: столики с удобными креслами, мягкая полутьма, светильники разных форм, стильные картины и фотографии. В этом стилизованном пространстве, созданном фантазией главного художника театра Максима Обрезкова, всплывают ассоциации Серебряного века с привалами комедиантов, бродячими собаками, реальными женщинами, коих объявляли прекрасными дамами. Светский салон, где за чашечкой чая или бокалом вина разместится сотня зрителей, предназначен для камерных вечеров, поэтических чтений, музыкальных концертов. «Арт-кафе» — четвертая сцена вахтанговцев, добавилась к Основной, Новой и Первой студиям. Не за горами две площадки филиала, ему пока не придумано название, но, видимо, оно сохранит имя Рубена Симонова. При таком числе подмостков актеры большой труппы без ролей не останутся.