На дальней станции сошел

27.01.2016

Елена ФЕДОРЕНКО

Литовский тандем — ​драматург Марюс Ивашкявичюс и режиссер Миндаугас Карбаускис — ​представили семейную сагу из жизни Льва Толстого.

Отношения в толстовской семье давно будоражат писательские умы. В спектакле сам Лев Николаевич не появляется. Хотя и становится смыслообразующим центром действия — ​тем незримым сгустком энергии, что управляет всеми героями. Свита играет короля. Его последние дни — ​как непомерно тяжелую плату за гениальность.

Спектакль называется «Русский роман» — ​неброско, но точно. Роман как литературный жанр («русский роман» и Лев Толстой почти синонимы) и роман как особые отношения между людьми (романы по-русски — ​особый градус кипения, тут полувздох до преступления). Драматург сплел пьесу из произведений классика («Анна Каренина», «Дьявол», звучат размышления из «Дневников») и фактов его биографии. Образы вымышленные и реальные крепко спаяны. Жизнь оборачивается романом, роман управляет жизнью.

Мечтая о большой и дружной семье, молодожены Лев Николаевич и Софья Андреевна бережно выстраивали идеал: гостеприимный дом в Ясной Поляне, дети, на века заложенные устои и традиции. Обернулось все горем и ударом судьбы. Взаимные раздражения, толпы паломников, гнетущая атмосфера — ​супружество превратилось в ад. Из-за этого Толстой и покинул дом, а совсем не по причине старческой деменции, как то представляется некоторым сегодня. Сам материал тянет на сентиментальную драму, чего счастливо избегают авторы спектакля. Никого не обвиняют, диагнозов не ставят.

«Русский роман»

Действие происходит в опустевшем без хозяина доме. Одиночество Толстого — ​им пронизана вся атмосфера спектакля — ​разделяет и Софья Андреевна. Как она всегда разделяла его судьбу — ​беззаветно любила, рожала детей, переписывала сочинения, терпела, просила, добивалась… Софью Андреевну играет Евгения Симонова, и это едва ли не лучшая театральная роль актрисы за многие годы. Трагедия семьи, масштаб личности Толстого показаны через ее женский мир. Хотя оба уже давно стали единым целым, проросли друг в друга — ​потому и рвется все с кровью. Симонова играет великую женщину, в ней кипят шекспировские страсти, в душе героини — ​бездна страданий: мучилась от «уменьшения твоей любви ко мне», подслушивала под дверью, решалась на самоубийство, брала в руки пистолет, теряла разум, понимая, что «перестала быть ему нужна».

Ее истерзала ревность — ​тайная в молодости, теперь она вырвалась бушующей стихией. Подозреваются даже литературные герои — ​зачем они отняли у нее мужа. Замечательна сцена объяснения Кити и Левина (глубокие работы Веры Панфиловой и Алексея Дякина). Он рассказывает невесте о своих романах. «Вы всех этих женщин… трогали?» — ​оторопела Кити. «И не только!» — ​в порыве честности признается Левин. Конечно, барышня клянется «всю эту грязь» забыть. Но она лишь притаилась в темных углах подсознания — ​Софья Андреевна так и не смогла пережить дневниковых признаний мужа. Конечно, Левин во многом автобиографичен, Кити — ​отчасти Софья Андреевна, подавленность литературных героев после женитьбы — ​это предчувствие их бед.

Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий

В романах Толстой словно программировал собственную жизнь. Во всяком случае, она срифмовалась с судьбой Анны Карениной. Анна (емкий образ создает ученица Сергея Женовача Мириам Сехон) бросается под колеса поезда, чтобы умереть любимой, не дожить до гибели любви. В судьбе старца из Ясной Поляны тоже зловещим образом пробегут рельсы: он простудился в поезде и умер на железнодорожной станции. Из дома сбежал, чтобы не натворить непоправимого в период раскола семьи. Он живет в своих героях, связывая через них в роман то, что обозначено «мыслью семейной».

Обреченный финал — ​сиротство Софьи Андреевны в некогда шумном доме. Счастье мерцает сном или грезой: все собрались за столом, дети — ​и даже младший, умерший любимец Ванечка — ​рядом, по тарелкам разливают суп и говорят об отце. И так хорошо в этом милом дворянском гнезде, под крепкими колоннами, рядом с книжным шкафом и со сложенными в стопки изданиями отца семейства (сценография Сергея Бархина). И нет в этом сновидении Черткова — ​упавшего метеорита, разбившего семейное счастье. В блистательном исполнении Татьяны Орловой Чертков — ​демон, разрушитель дома, олицетворение зла — ​бесполый, он морочит головы детям, вбивает клинья между супругами, делая всех глубоко несчастными. Прямолинейность суждений доводит до исступления дочь Александру (Юлия Соломатина). Сын Лев (Алексей Сергеев) живет в тени гениального родителя, безуспешно учится «чему-нибудь и как-нибудь» у Родена — ​судьба отдохнула, дав ему только великое имя. В эмиграции рассказывает любопытствующим о своем гениальном отце, заполняя паузы между выступлениями эстрадных артистов и клоунов. Клоуны — ​под их личинами Карбаускис «спрячет» всех действующих лиц — ​соберутся в привокзальной зале, надев на носы красные шарики…

Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий

«Русский роман» увлекает ходом мыслей и замечательно традиционным способом их изложения. Тут важны не концепция — ​свет — ​звук или новомодные технологии, а Его величество Актер. Тем более обидны упрощения, когда, например, толстовцы изображаются хамами с повадками бандитов: наглые взгляды, руки в карманах. Толстовцы хамами не были, скорее — ​сектантами, объявившими Льва Николаевича своим гуру. Они извращали не только мысли Толстого, но и само понятие любви, не ведали, что, запрещая Софье Андреевне проститься с умирающим мужем, совершают страшный грех. То же снижение сопровождает сцену изгнания дьявола, где батюшка предстает юродивым, а его ритуал выглядит забавной интермедией. Трактуя Черткова как злого гения семьи, авторы спектакля словно оправдывают желание Софьи Андреевны очистить дом. Но зачем же иронизировать?

Три с половиной часа в построенном на сцене «Маяковки» доме Толстого пролетают незаметно и заставляют думать о неотвратимой повторяемости ситуаций, о хрупкости отношений людей, решивших связать свои жизни в одну. Вот уж действительно: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему».

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть