Любовь во время чумы

Елена ФЕДОРЕНКО

14.10.2015

Во Дворце на Яузе «Современник» показал премьеру молодежного «Декамерона».

«Современник», отмечающий в нынешнем сезоне солидную дату — 60-лет, стремится по-прежнему соответствовать своему имени. Галина Волчек, формируя репертуар, заведомо идет на риск, но отдает сцену молодым режиссерам. Один из них, Кирилл Вытоптов, собрал бойкую театральную молодежь, чтобы разыграть коротенькие истории, смешные и печальные, написанные семь веков назад. Из ста новелл итальянца Джованни Боккаччо о человеческих пороках на подмостки вынесли восемь, развернув истории с неверными мужьями и лукавыми женами, королями и священниками, рыцарями, монахами, ангелами и даже эмбрионами и медведем.

Под режиссерский прицел попала двойственность и противоречивость Возрождения: романтизированное представление об эпохе как лихом свободном празднике Вытоптов уравновешивает трезвыми размышлениями о болезненном пересмотре средневековых идеалов. Дает понять, что Возрождение — отнюдь не только свежий ветер Ренессанса, но и ядовитые Медичи, цинизм Макиавелли и разборки Челлини. Режиссерские зарисовки сливаются в серию экзерсисов на заданные темы и производят впечатление симпатичного дипломного спектакля, отправленного на большую сцену, до которой пока не дотягивает. Не хватает крупного замеса. Вытоптов с легкостью меняет направления, идет туда, куда ведет его фантазия, бросает намеченные было темы ради новых, забывая расставить акценты. 

Тема чумы, важная для Боккаччо, звучит в прологе спектакля, и только. Потом забывается. Семь дам и трое юношей прячутся от эпидемии, накрывшей город (чума свирепствовала во Флоренции 1348 года), в уединенном местечке и, коротая время, рассказывают друг другу занимательные сюжеты. Молодежь «Современника», покидая «чумной город», не без кокетства демонстрирует свою фактурность, когда проходит сквозь светящиеся рамки металлоискателей, чтобы подвергнуться досмотру и санобработке. А заодно позволяет рассмотреть достойные подиумов наряды из летящих шелков и тонких шифонов, придуманные художником Ниной Абдрашитовой. Ей же принадлежит оформление сцены: в душе дорогого спа-салона девицы нежатся под струями воды, картины в массивных рамах на тему «святого семейства» напоминают о великой эре итальянского искусства, ложе под балдахином оборачивается пышным склепом. Парадоксальное сочетание хай-тека с экраном, титрами, шезлонгами, словно взятыми напрокат с новехоньких пляжей Сочи, и архаических подробностей старинного театра — то, что надо для иронической интонации «Декамерона». Роль негодяя Чапеллетто — сэра нетрадиционной ориентации, издевающегося над таинством исповеди, доверена Марине Хазовой. Талантливая актриса от имени мужчины произносит монолог, и слова разлетаются, как птицы от свиста, не более того. «Смрадность греха» в дамском варианте не звучит зловеще. Только мощный актер-мужчина способен сыграть безнравственное чудовище, которому не страшен даже ад. Самой совершенной из восьмерки миниатюр вышла «Алатиэль». Современная девица (отличная роль Виктории Романенко) рассказывает про трудную жизнь своей героини — дочери султана. В гомерически смешном монологе о собственной красоте — виновнице похищений, сражений и смертей, как в зеркале, встречаются откровенная оторва XXI столетия и исполненная пряной чувственности «скромница» из раннего Возрождения. 

Замечательно начатая миниатюра «Честнейшая из жен», где Дарья Белоусова щеголяет лукавым темпераментом и изощренным интеллектом, завершается набором штампов из разряда бодрых капустников. На легкой анекдотической волне пролетает «Сокол», где герои Николая Клямчука и Елены Козиной обходят сторонами притчевый смысл новеллы. Федериго — ее герой, впал в бедность, потратив все свое состояние на пышные праздники, которые устраивал в честь дамы сердца. Она его отвергла. Остался у Федериго только прекрасный, лучший в мире сокол, помогающий в охоте. Спустя годы овдовевшая возлюбленная приходит к другу юности за соколом для заболевшего сына и оказывается, что жареную птицу она вкушает за обедом… 

Дробность режиссерского мышления лишает беспокойный и шумный спектакль сквозного действия, без которого этюды не складываются в законченную картину. Семнадцать молодых артистов творят вдохновенно и самоотверженно, правда, ирония и юмор Боккаччо даются им легче, чем глубина миросозерцания и муки веры. В «Декамероне» ярко, экспрессивно дебютировал сразу в нескольких ролях «новобранец» труппы Дмитрий Гирев, оставивший питерский «Балтийский дом» ради московского «Современника». Аплодисментами встречает зал пластичного и обаятельного Никиту Ефремова.

Завершается спектакль мудрой историей о совете царя Соломона, данном юноше, который мечтал заставить себя полюбить. Ответ прост: «Полюби»… Как полюбили театр на Чистых прудах зрители, забившие до отказа зал Дворца на Яузе, куда временно перебрался «Современник».