Корсунь на Пятницкой

08.10.2015

Татьяна МЕДВЕДЕВА

Фото: theatreglas.ru

В театре «Глас» состоялась премьера спектакля «Корсунская легенда. Похвала Владимиру». В основе постановки, посвященной 1000-летию преставления Крестителя Руси, — два шедевра древнерусской словесности: «Повесть временных лет» Нестора Летописца и «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона.

Русский духовный театр «Глас» создан в 1989 году Никитой Астаховым и Татьяной Белевич, задумавшими соединить, казалось бы, несовместимое: лицедейство и православный взгляд на мир. В репертуаре русская классика от Пушкина до Рубцова, от Достоевского до Шукшина соседствует с пьесами на религиозные сюжеты: «Светлое Воскресенье», «За Русь Святую!», «Китеж».

Театр ютится в небольшом арендуемом домике по адресу: Пятницкая, 60. Новое здание, которое должно быть воздвигнуто на Малой Ордынке, превратилось в долгострой. На крохотной сцене едва размещаются 12–15 актеров, а зрительный зал рассчитан на сто человек... 

Жанр новой постановки — «Корсунская легенда. Похвала Владимиру» — обозначен как «историческое действо», но на самом деле это своеобразная литературно-музыкальная композиция, где отрывки из «Повести временных лет» чередуются с танцевальными и вокальными номерами. Фрагменты из творения Нестора Летописца актеры читают то на современном, то на древнерусском языке, благодаря чему зрители могут насладиться певучей образной речью наших предков. Спектакль сделан как своеобразный диптих: первая часть посвящена княгине Ольге, вторая — ее внуку князю Владимиру. Перед зрителями проносятся хорошо известные сюжеты: Ольга расправляется с древлянами, убившими ее мужа, принимает крещение в Царьграде, уговаривает сына Святослава стать православным, но гордый и воинственный князь-язычник отвергает веру матери. По Божественному Промыслу на историческую арену выходит князь Владимир, и мы видим ключевой момент для русской цивилизации — испытание вер. На сцене появляются то мусульмане, то иудеи, то католики. Каждый рассказывает о своей религии и понимании Бога. Но только православие трогает сердце Владимира, и он принимает крещение. Такова событийная канва спектакля.

Фото: theatreglas.ru

Декораций как таковых в «Корсунской легенде» нет: лишь на заднике возникает видеоряд — картины на евангельские сюжеты, а по бокам сцены установлены иконописные портреты княгини Ольги и князя Владимира. Такой аскетизм во внешнем антураже помогает сосредоточиться на главном — красоте древнерусского слова. К числу несомненных достоинств спектакля можно отнести яркие музыкальные фрагменты. Со сцены звучат духовные песнопения «Мати, моя мати», «Ах, вы Ангелы, вы Архангелы», народные плачи, стихиры, а также «Aве Мария» и... «Севастопольский вальс», переносящий зрителя из Х века в ХХI. В постановке обыгран и сюжет возвращения Крыма с его сакральным Херсонесом-Корсунью в Россию — «отныне и навеки».

Интересной, по-своему новаторской стала попытка дать сценическую жизнь шедевру древнерусской словесности — «Слову о законе и благодати» митрополита Илариона. Произведение было написано во времена Ярослава Мудрого. Для многих этот шедевр существует на периферии сознания, а постановка театра «Глас» его актуализирует.

Фото: theatreglas.ru

— «Слово о законе и благодати» — одно из первых литературных произведений на Руси, принявшей крещение, — поясняет режиссер спектакля Никита Астахов. — Оно никогда не ставилось на театре. Знает это произведение лишь узкий круг специалистов — богословы и литературоведы. Такова политика театра «Глас» — брать тот материал, который еще не звучал на сцене. 

В «Слове...» митрополит Иларион размышляет об историческом предназначении русского народа и, если так можно выразиться, впервые формулирует «русскую идею». Она заключается в том, чтобы хранить православие до второго пришествия Христа. В «Слове...» также содержится и похвала князю Владимиру. Все эти моменты позволили авторам спектакля органично переплести «Слово о законе и благодати» с «Повестью временных лет» — получилось, хоть и камерное, но достаточно цельное произведение. Сам Астахов сыграл в спектакле Нестора Летописца, а Татьяна Белевич появилась на сцене в образе равноапостольной княгини Ольги.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть