Бенефис оркестра

Зинаида НЕСТЕРОВА

26.09.2015

Детский музыкальный театр имени Наталии Сац открыл юбилейный, пятидесятый сезон премьерой — концертом авторского абонемента главного дирижера театра Алевтины Иоффе «Портреты композиторов».

Вечера представляют симфонические произведения, которые едва ли относятся к «детской» музыке. В течении сезона будут исполнены Шестая («Пасторальная») симфония Бетховена, «Песни странствующего подмастерья» и неизвестный неоконченный квартет Малера, вокальный цикл «Отчалившая Русь» Свиридова.

На первом концерте прозвучали «История солдата» Стравинского и «Петя и волк» Прокофьева — одно из знаковых произведений для коллектива. К таким относятся и «Мадам Баттерфлай» Пуччини, и балет «Синяя птица» на музыку Ильи Саца, отца Наталии Ильиничны, которая не только создала единственный в мире оперный театр для детей и юношества, но сформировала детское театральное искусство как самостоятельное явление. Теперь птица счастья «парит» над зданием, а фасад украшен барельефами, герой одного из них — пионер Петя. Симфоническая сказка Прокофьева не случайно выбрана для открытия полувекового театрального сезона. Когда-то Сергей Сергеевич создал своего «Петю…» специально для Наталии Сац (именно Наталия Ильинична стала первым исполнителем партии чтеца) и артистов ее театра.

Задуманная как путеводитель по оркестру, сказка ничем не напоминала детский ликбез. Во многом такому ощущению способствовало предварение прокофьевской «детской музыки» вполне серьезной «Историей солдата» Стравинского. Наталия Сац утверждала, что нет детской или взрослой музыки, есть хорошо или плохо исполненная. Музыканты «рассказали» «Историю солдата» с вдохновенной артистической свободой и бьющим через край темпераментом. Недавно состав театрального оркестра пополнил ряд прекрасных музыкантов-духовиков, чьи имена в основном известны меломанам по камерным концертам. Зрителей помладше потрясло мастерство Ильи Кириличева: столь завораживающе колдовал он над литаврами, барабанами и многими другими стучащими, звенящими и бахающими ударными. Хореограф Нина Мадан придумала танцевальную зарисовку о бравом служивом, очаровательной принцессе и коварном черте. Читал «Историю… » Николай Петренко — ребятня сидела не шелохнувшись, очарованная бархатным тембром бас-баритона. Еще одним действующим лицом стала световая партитура — отремонтированная по последнему слову техники Малая сцена театра теперь приспособлена для самых сложных визуальных эффектов.

Симфоническую сказку «Петя и волк» также дополнила видеопроекция (автор — Мария Степанова): через очертания инструментов оркестра, из отдельных линий и штрихов проступали, словно выводимые пером художника, силуэты героев рассказа. Утиный нос уподобился трости гобоя, шагающий Петя напоминал гриф скрипки, а три валторны, ставшие тембром волка, крутились друг за дружкой в брюхе у хищника, словно шестеренки часов. Наполнить симфонический концерт таким видеорядом — идея Алевтины Иоффе. Текст читала Роксана Сац — хранитель и преемник добрых традиций театра. Не случайно перед концертом на торжественной церемонии в Большом театре ей вручили орден «За заслуги перед Отечеством» II степени.