16.07.2015
Есть у мадемуазель Юппер и еще один повод появиться в Москве. В ноябре на экраны выходит фильм Йоакима Триера «Громче, чем бомбы», где она сыграла фотографа, работающего в горячих точках. О своих ролях и об особой любви к российскому кино Юппер рассказала «Культуре».
культура: Российский зритель знает и любит Вас благодаря кино. На театральной сцене видит впервые. Каковы Ваши впечатления от выступлений в России?
Юппер: Всегда удивительно играть перед публикой, не владеющей языком, на котором ведется спектакль. Актерски это очень интересно. Мы переживаем совсем другой опыт. Чувствуем, что внимание зрителей сосредоточено не на тексте, а на языке нашего тела, на движениях, мимике. В России реакция зала не всегда совпадала с той, что мы встречали во Франции.
культура: Чем стали для Вас «Ложные признания» в постановке Люка Бонди?
Юппер: Величие и ценность классических произведений в том и состоит, что они всегда актуальны. Мариво — автор, который затрагивал самые сложные и тонкие пласты жизни. Естественно, главная тема «Ложных признаний» — любовь. Но мне кажется, Бонди хотел сосредоточиться на социальном аспекте, на жестокости общества.
культура: То есть именно высокое социальное положение делает Вашу героиню уязвимой?
Юппер: Не совсем так. Хрупкой ее делает любовь, которую она открывает для себя. Но когда Араминта понимает, что социальные обязательства мешают ее счастью, все становится слишком сложным, легкие отношения переходят в трагические. Эту комедию можно было бы назвать трагикомедией, потому что в тексте заложены слишком серьезные и глубокие темы. Из-за жизненных обстоятельств мы довольно часто проходим мимо счастья, разрушая что-то очень важное.
культура: Как распределяется Ваше время между театром и кино?
Юппер: Не могу сказать, что предпочитаю одно другому. Я одинаково люблю и театр, и кино. Уровень же этого спектакля, возможность играть с такими замечательными артистами — случай особый. Я счастлива, что, как и в кино, могу быть самой собой. Потому что порой театр создает противоречие между твоей личностью и тем, что ты изображаешь. Пьеса Мариво, ее язык позволяют мне оставаться живой.
культура: Если посмотреть на список Ваших театральных работ, очень многие поставлены на сцене «Одеона — театра Европы». Совпадение?
Юппер: Так сложилось, что режиссеры, которые изъявляли желание со мной сотрудничать, — Эрик Лакаскад, Роберт Уилсон, Люк Бонди и Кшиштоф Варликовский — ставили спектакли именно в «Одеоне».
культура: Вы никогда не скрывали интереса к России. Следите за театральной жизнью, киноновинками?
Юппер: По возможности, стараюсь не упускать из виду российское кино. Недавно в Марракеше, где я возглавляла жюри кинофестиваля, Гран-при присудили «Классу коррекции» Ивана Твердовского. Не так давно в Париже проходил фестиваль «Большое действие», где показывали российские фильмы, снятые 20–30 лет назад. Я очень люблю эти ленты. Во многом благодаря картине «Летят журавли» с Татьяной Самойловой в главной роли мне и захотелось сниматься в кино.
Что касается театра, то мне посчастливилось видеть постановки Камы Гинкаса, Юрия Любимова, Льва Додина.
культура: Вы ведь однажды даже снялись в картине русского режиссера?
Юппер: 23 года назад вместе с Игорем Минаевым мы работали над лентой «Наводнение» по Замятину. Фильм оставил в моей душе самые невероятные воспоминания. Три месяца мы снимали на «Мосфильме». Помню, было очень холодно. Я очень люблю эту картину. Играла я, кстати, по-русски.
культура: Одновременно с участием в Чеховском фестивале Вы представляете в Москве фильм Йоакима Триера «Громче, чем бомбы». В России картину увидят только в ноябре. Что для Вас значит эта лента?
Юппер: Признаться, у меня мало общего с моей героиней. Мне кажется, профессия фотографа — самая непонятная и сложная для воплощения на экране. Актриса показывает мир через себя, фотограф — через других. Чтобы лучше понять ее поведение, я изучала биографию одного из прототипов своей героини — военного фотожурналиста Александры Буллы. Она освещала палестино-израильский конфликт, события в Югославии, падение режима талибов в Афганистане.
культура: Откуда такое название — «Громче, чем бомбы»?
Юппер: Звук взрывающихся бомб — это метафорическое выражение того, что происходит в жизни моей героини, в ее голове. Насилие и страдание, которые эта женщина фиксирует на пленку, в какой-то момент — пусть и в ином виде — начинают заполнять ее собственную реальность. Они подрывают ее изнутри. Тема этого фильма понятна каждому: хрупкое, ускользающее благополучие внутри человека и его семьи.