Эх, яблочко, куда ты катишься?

23.04.2015

Андрей САМОХИН

Появление на рынке iPhone 6 с иконой «Троица», выгравированной на корпусе, не прошло незамеченным. Соцсети запестрели ехидными комментариями об «архиерейском гаджете», сделанном якобы по заказу Московского патриархата. Эта ложь, разумеется, была опровергнута, но зачем вообще выпускаются подобные вещи? Ничего личного, просто бизнес? Или же очередной виток в подмене понятий?

Итальянская компания Caviar, образованная г-ном Джакометти с некими российскими партнерами, ранее уже отметилась ювелирными айфонами с портретом Путина и двуглавым орлом. Окрыленные успешными продажами, бизнесмены выпустили смартфоны к 70-летию Победы и «религиозную серию» из двух моделей. «Исламская» Credo Medina содержит на задней крышке изображение мечети пророка Мухаммада в Медине (Масджид ан-Набави) внутри полумесяца и «шахаду» — мусульманскую формулу веры. «Православная» Credo Trinità украшена бессмертной иконой Андрея Рублева, выполненной глубокой гравировкой по золоту. Стоят оба «религиозных» айфона по 157 000 рублей.

На сайте компании приводится заключение специалистов, «входящих в Гильдию экспертов по религии и праву»: кандидата философских наук, религиоведа Романа Лункина и доктора юридических наук Анатолия Пчелинцева. В гламурно-корректном стиле они разъясняют, что перенесение иконы на смартфон «не может являться оскорблением религиозных чувств представителей той или иной христианской конфессии». Затем соавторы пускаются в нехитрые рассуждения: «С христианской точки зрения перед иконой принято молиться, а значит, верующий владелец может читать молитвы перед этим изображением, а также осознавать необходимость вести христианский образ жизни, и поскольку это телефон, то не разговаривать бранными словами, не творить зло, не говорить недобрые вещи». Чтобы предупредить подобные безобразия, эксперты предлагают выпустить «аннотацию с рекомендациями, разъясняющими содержание и смысл изображения, а также особенности использования и почитания икон в православной традиции».

Судя по благому напутствию, гаджеты способны реально улучшать нравы и чисто конкретно распространять веру среди обеспеченных «несильно-православных» россиян. Три в одном: престижный must have с эмблемой в виде надкусанного яблочка, роскошное ювелирное изделие плюс «русская духовность». По-пелевински: солидный Господь для солидных господ.

Однако по меньшей мере странно, когда изображение Святой Троицы то и дело хватают пальцами, швыряют на стол, засовывают в карманы… Что думают об идее Джакометти священнослужители?


Протоиерей Всеволод ЧАПЛИН, глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества:

— В этом товаре, как и во многих других, на которых изображают святые образы, не чувствуется уважения к церковной традиции. Согласно решениям древних Соборов, иконам воздается особое преклонение: их всегда размещали в храме или в достойном месте человеческого жилища. По сегодняшним реалиям нет ничего плохого, когда икона находится в автомобиле или в офисе. Но образ Бога на телефоне — по крайней мере, нелепица. Не думаю, что в задумке авторов «айфона-иконы» было кощунство. Однако для православного человека получилось очень близко к тому.

Удивительно, почему производители айфона обратились за экспертизой к религиоведу и юристу, а не в Московский патриархат, где им авторитетно и исчерпывающе разъяснили бы неуместность подобных новаций. Одной из комиссий Межсоборного присутствия Русской православной церкви поручено исследовать вопрос и подготовить рекомендации о современных правилах использования священных изображений.


Протоиерей Олег СТЕНЯЕВ, миссионер, богослов, писатель:

— К сожалению, сейчас многие христиане придерживаются так называемой теологии процветания. В этом контексте золотой смартфон с иконой — возможно, попытка навязать околоцерковным людям новый (а на самом деле давно известный) тип религиозного мышления, когда блеск считается признаком благочестия. Подобное «новое христианство» полностью соответствует идеологии, господствующей в США и ЕС. Это тип духовности, которая царила в ветхозаветные времена, когда праведность и богатство воспринимались как понятия тождественные. В том же ряду стоит современная западная концепция «золотого миллиарда», предполагающая выживание и полноценную жизнь на земле лишь истинных «избранников Бога» — богатых и успешных людей. Остальных можно и должно угнетать или даже «оптимизировать».

В наши дни стремительно обесценивается такое понятие, как честный труд, подрастающие поколения не видят никаких преимуществ в таком образе жизни. Сегодня — чем более ты бесчестен, тем более успешен. Золотой айфон стоит почти 160 тысяч рублей. На такую сумму можно на целый месяц обеспечить едой какой-нибудь детский дом или приют, купить лекарства и вещи для Донбасса, наконец, существенно помочь бедному сельскому приходу в восстановлении храма.

В день Страшного Суда Господь будет выяснять только один вопрос: были ли мы милосердными к своим. Мы всегда должны помнить о соборной коллективной ответственности друг за друга. Не зря Христос учил нас молиться «Отче наш», а не «Отче мой» — то есть даже в личном интимном обращении к Богу мы не должны отделять себя от других. Эгоизм же процветания — обогащения как раз противостоит духу соборности. Буржуазные ценности напоказ — это вызов нищете Христа, которой Он обогатил нас всех.

Мы живем ныне в период глубочайшего кризиса — экономического, политического, нравственного. Вокруг страдают и гибнут люди. И на таком фоне выпускать, покупать и пользоваться столь вызывающим телефоном — значит противопоставлять себя христианству, стремящемуся к правде и справедливости. Только стоит всегда помнить, что на другом конце «провода» будут вечный плач и скрежет зубовный.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий

Комментарии (2)

  • alt

    Волков 07.05.2015 15:09:19

    Протоиерей Всеволод ЧАПЛИН:
    "Но образ Бога на телефоне — по крайней мере, нелепица".
    __________________________________________________
    А "хранение" изображения в "памяти" мобильного телефона - ведь в той же Третьяковской галерее посетители нередко "запечатлевают" образ Святой Троицы в нем, а по сути - "расщепляют" до "двоичного" кода-состояния? А, например, крест-распятие в ином автомобиле, начинающий раскачиваться при его движении? Его что - "крепить" или он "неуместен" в транспортном средстве? Вообщем, одни вопросы…
    Это к тому, что комиссии Межсоборного присутствия Русской православной церкви, которой как сказано поручено исследовать вопрос и подготовить рекомендации о современных правилах использования священных изображений, представляется, весьма сложно будет "учесть" в одном "документе" подобную "массу" возможных "нюансов-вариантов" - не получится ли в итоге нечто похожее на "известный" перечень-список "где-то" из 400-х наиболее распространенных грехов, с которым вряд ли будет удобно работать? А потому, в дополнение, возможно полезным стала бы подготовка разъяснений по вопросу, позволяющих человеку в случае необходимости принимать решения осознанно-самостоятельно, с пониманием… Основываясь не только на уважении к церковной традиции… То есть необходим соответствующий "универсальный" текст, простой, доступный в понимании и тем же, например, постановщикам-исполнителям "тангейзера по-новосибирски" и многим-многим другим… Какой "концепт" должен быть положен в его основу - тема отдельная.



    Протоиерей Олег СТЕНЯЕВ, миссионер, богослов, писатель:
    "Мы живем ныне в период глубочайшего кризиса - экономического, политического, нравственного…"
    _________________________________________________
    А прежде всего - духовно-мировоззренческого ибо дух творит соответствующие формы - политика-экономика всего лишь "следствия" сего… Так надо выправлять ситуацию - тем более, сегодня это представляется куда более возможным нежели "позавчера" при предоставленном Господом соответствующем понятийном "аппарате", позволяющем сформировать достаточно убедительные доводы - не только по ситуации с айфоном-иконой.
  • alt

    Волков 08.05.2015 02:49:56

    А. Самохин:
    "На сайте компании приводится заключение специалистов, «входящих в Гильдию экспертов по религии и праву»… ..: ….В гламурно-корректном стиле они разъясняют, что перенесение иконы на смартфон «не может являться оскорблением религиозных чувств представителей той или иной христианской конфессии». Затем соавторы пускаются в нехитрые рассуждения: «С христианской точки зрения перед иконой принято молиться…"
    _________________________________

    Дело в другом - с точки зрения духовной заключение "Гильдии" - "не-ле-ги-тим-но"! Уровня-статуса "известных" индульгенций - вот что самое главное и потенциально опасное в данной ситуации для организаторов производства айфона-иконы с изображением Святой Троицы! Это же очевидно и "доказывается" в одну строку текста! Только вряд ли производитель "мыслил" в подобной категории - эксперты, получается, тоже? Будь иначе - обратились бы в Московский патриархат.
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть