Куда приводят «киты»

30.03.2017

Екатерина САЖНЕВА

Число детских суицидов в 2016-м возросло почти на 60 процентов, главная причина — лавинообразное распространение в интернете так называемых «групп смерти», заявила Анна Кузнецова, уполномоченный по правам ребенка в России. Со своей стороны, Госдума готовит поправки в законодательство, позволяющие карать хозяев, создателей и администраторов подобных сайтов серьезным тюремным сроком. О необходимости ужесточить ответственность за доведение до самоубийства говорил даже президент… А ведь всего лишь год назад никто и не слышал о «синих китах».

С недавних пор эти млекопитающие буквально ворвались в наш мир. Передачи, фильмы, статьи, книги, исследования. Настоящие синие киты, которые животные, известны тем, что порой выбрасываются на сушу из родного океана, добровольно сводя счеты с жизнью. Нынче они стали главным символом подростковых суицидов. Вот только бесконечные «группы смерти» в интернете, видимо, обладают секретом бессмертия: закрывается Роскомнадзором одна, и тут же возникают несколько.

Хэштег #синийкит, #тихийдом, #млечныйпуть, #хочувигру... За последний год, по данным экспертов, количество подобных предложений увеличилось до 6000. 

— Большинству участников «групп смерти» 11–14 лет, — объясняет уполномоченный по правам ребенка в Московской области Ксения Мишонова. — Чаще это тихие, домашние дети из благополучных семей, которые проводят время преимущественно за компьютером, и у родителей с ними, на первый взгляд, нет никаких хлопот.

В том же Подмосковье в 2016-м зафиксировано 58 суицидальных попыток у малолетних: 28 закончились трагически. Не сравнить, конечно, с лихими 90-ми — страна распалась, взрослым стало не до детей. Да, в те беспредельные годы мы заслуженно занимали одно из первых мест по самоубийствам среди несовершеннолетних, и причины были весомые, такого сейчас, слава Богу, нет. 

А «синие киты» — есть. Так в чем же истинная непобедимость этих хищников — только ли в желании подрастающего поколения пощекотать себе нервы? Случайно ли они, оказавшись на острие общественного внимания и моды, стали самостоятельным трендом, зажили собственной жизнью... И даже используются в коммерческих целях.

Супергерой против кашалота 

Недавно мы с дочкой, ей четырнадцать, пришли в Альфа-банк. Оформить детскую карточку Next, привязанную к взрослому счету. Чтобы можно было периодически кидать туда карманные деньги. Когда у ребенка есть паспорт, ничего сложного: делают за три дня.

— Выбирать дизайн будете? — предложила улыбчивая сотрудница.

— А он разный?
— Ну конечно, есть больше десяти картинок, вот смотрите, — она выложила перед нами на связке кучу квадратиков с символикой банка. Герой-супермен, мишка, еще что-то очень яркое, разноцветное. И вдруг — знакомый синий абрис. Первые секунды я не могла сказать и слова, затем посмотрела на ребенка.

— Хочу мишку, — заявила Полина. 

«Прекрасный выбор», — одобрила девушка за стойкой. Мы быстро оформили положенные документы и распрощались. Вот только синий кит до вечера не выходил из головы...

Дочь, едва я спросила про эту картинку, принялась меня отчитывать. «Мам, ну как ты не понимаешь, я бы никогда ее не выбрала». Но ничего странного в том изображении она не увидела. «Синие киты сейчас везде, ты что, телевизор не смотришь? Взрослые думают, что подростки станут на это вестись».

Я все-таки не выдержала и позвонила в кредитное учреждение, надо же выяснить, кто придумал рисунок и продвигает его в молодежные массы. В пресс-службе Альфа-банка ответили, что вообще ничего не слышали о «группах смерти» в интернете.

Официальное письмо было не менее категоричным. Оказалось, подростки эту карточку заказать уже не могут. Просто потому, что ее сняли с производства. «Что касается дизайна карты с голубым кашалотом, то этот дизайн не имел большой популярности и был выведен из линейки карточного продукта достаточно давно. На данный момент в наиболее популярных дизайнах молодежной карты Next присутствуют различные варианты, в том числе «Супермен».

Вполне возможно, в том отделении банка, где мы обслуживались, еще не успели снять кашалота со связки. И все же это — не собачка, не зайчик, не кошечка, а довольно редкое млекопитающее, поклонников у которого не так много, чтобы изображать его на кредитках. 

Или, действительно, синий кит отправился в самостоятельное плавание, став частью нашего подсознания и виртуального фольклора, превратился в обычную маркетинговую уловку? На что покупатель падок, то ему и продают. Это подтвердили события, прокатившиеся во второй декаде марта по всей России.

Опасный бабл-гам

В начале 90-х у нас были весьма популярны жвачки Love is с красочными вкладышами, развернув которые, каждый мог прочитать что-то свое. «Любовь — это забота», «Любовь — это когда идет дождь, а вы оба под одним зонтом», «Любовь — это...» В общем, всякая романтическая чепуха.

И вот на днях в российские магазины почти одновременно поступили американские бабл-гам с совсем иным содержанием: «Если бы твой дом горел, какой единственный предмет ты бы спасал?», «Поделись в Сети своим пристрастием, за которое тебе стыдно и неловко», «Если бы сегодняшний день был последним в жизни, как бы ты его провел?», «Что точно надо успеть сделать перед смертью?»...

В Красноярске, Волгограде, Оренбурге — эти жевательные резинки продавались повсюду. 92 ящика, как отчитались лишь по Сахалинской области, поступило к ним в магазины.

Правда или действие? Купивший жвачку должен ответить на неприятный вопрос или сделать то, что ему предлагают производители продукта. А потом, словно эстафетную палочку, передать правила игры друзьям. Выбирай «правду или действие». Причем действие всегда рискованнее правды, оно для смельчаков, не лохов. Залезь на крышу высотки и сделай фото — если ты не слабак.

Перепуганные родители вскоре оборвали горячую линию по суицидам. 20 марта правоохранительные органы начали проверку опасной продукции сразу в нескольких городах. Впрочем, обнаружить и изъять экземпляры бабл-гам удалось далеко не во всех магазинах, хотя официальные дистрибьюторы и пообещали компенсировать затраты торговцам — смертельно опасная резинка будто растворилась в воздухе, словно ее и не было...

Производитель, известная американская компания, остановил продажи и попытался оправдаться, сообщив, что игра «Правда или действие» — всемирная. «Ее цель — получать позитивные эмоции и впечатления в компании друзей от совместного выполнения заданий и ответов на вопросы», — заявила Надежда Лобачева, руководитель по корпоративным связям Wrigley в России.

Как оказалось, игру придумали не специально для российских тинейджеров, ею с удовольствием забавляются и американские дети. С одним небольшим исключением — своих «синих китов» в Штатах почему-то нет. Самоубийства есть, а романтика, связанная с ними и особыми «группами смерти», отсутствует.

«Наши дети в большей степени растут идеалистами, — подтверждает психиатр, кандидат медицинских наук Диана Генварская. — Максимализм, крайности и при этом чистота помыслов, я бы сказала, некий романтизм в поступках. Подобного в западных странах, где люди с малых лет прагматики, не существует».

Действительно, по поводу «синих китов» тревогу бьют Украина, Белоруссия, Узбекистан, Азербайджан, Латвия, Болгария и Польша — там сейчас происходит то же самое: киберугрозы, перешедшие в степень эпидемии или глобальной компьютерной войны.

Шантажируя любовью

А начинается все вполне стандартно. Как полагают эксперты, имеется порядка десяти уровней игры. Если раньше сразу отдавались тупые приказы: «Порежь себе руку и выложи в Сеть фото» (на такое клюнет не всякий подросток), то теперь игра виртуозно «цепляет на крючок», на «слабо» благополучных ребят не из групп риска. 

Дети очень доверчивы, в самом начале не чувствуют страха, многие откровенно делятся с кураторами маленькими тайнами и несущественными проблемами, рассказывают о том, как мечтают найти друга или избавиться от одиночества, депрессии. Поэтому-то ими так легко манипулировать, когда наступает «гейм овер».

«Если ребенок сопротивляется, в ход пускают шантаж, угрозы. Были случаи, когда подростку ставили условие: либо ты покончишь с собой, либо мы навредим твоей семье. Многие эксперты считают, что «группами смерти» руководят опытные психологи», — подчеркивает Ксения Мишонова. Кураторы искусно используют информацию, которую получают в ходе смертельного квеста от самих участников. И даже если приказы в конце концов отдают лишь боты, программы для них все равно пишут люди.

Кто-то принимает правила, потому что это интересно и увлекает. Другие просто боятся бросить играть. «Разбуди меня в 4.20» — один из этапов игры. Измучить несовершеннолетнего навязанной куратором бессонницей, расшатать его психику — подростки не хотят умирать, однако ничего, кроме этого, им не остается.

16-летний сын знакомых — семья более чем благополучная — однажды пришел домой побритым налысо. «Что случилось?» — «Вот так захотелось». Еще через несколько дней возвращается — на руке пластырь. Поцарапался. Не поверили, отодрали, под ним — татуировка синего кита. Парня отправили на лечение, по-моему, в Финляндию, родители успели...

Но какой смысл убивать невинных отроков их же собственными руками? В феврале в Госдуме официально объявили: за прошлый год жертвами страшного поветрия в интернете стали 800 детей. «Эти дети — биомусор. Они не представляют никакой ценности для общества», — в единственном до своего ареста интервью заявил Филипп Будейкин «Лис», администратор одной из самых первых «групп смерти», проживавший в подмосковном Солнечногорске.

«Лиса» задержали еще в ноябре. В данный момент он проходит обвиняемым по двум уголовным делам: в Санкт-Петербурге, где фигурируют 15 потерпевших, и в Астрахани. Как сообщили «Культуре» в пресс-службе Следственного управления СК РФ по Астраханской области, 2 марта возбуждено дело по факту покушения на доведение до самоубийства несовершеннолетней. Весной 2016 года неустановленное лицо, используя псевдоним «Филипп Лис», в закрытой группе «ВКонтакте» размещало аудиовизуальные произведения, темы обсуждений и высказывания, пропагандирующие тематику суицида. В этот же период со своего аккаунта «Филипп Лис» направлял 16-летней жительнице Астрахани сообщения с призывом к самоубийству. Трагедии удалось избежать благодаря вмешательству сотрудников ФСБ.

В течение недели с начала расследования материалы уголовного дела были переданы в ГСУ СК РФ по городу Санкт-Петербургу для соединения в одном производстве с ранее возбужденным делом о подстрекательстве к доведению до самоубийства. Содержание под стражей в СИЗО «Кресты» Филиппа Будейкина продлено до 15 мая. Затем состоится суд.

Следователи, работающие с обвиняемым, утверждают, что тот совершенно не испытывает раскаяния. Изучая «Лиса», психологи пришли к выводу, что у юноши отсутствует личное отношение к тому, что творится вокруг. Впечатление такое, что он ведет себя, подобно зомби. Что его, да и других кураторов некто специально заранее выбрал и подготовил. Представители недавно проведенной комплексной психолингвистической экспертизы признали «Лиса» одним из множества щупалец, за которыми просматривается самый настоящий деструктивный культ, напоминающий классические тоталитарные секты. «Группы смерти» построены по схожему принципу. Гуру и учителя уговаривают встать в свои ряды все новых адептов — не только ради идеи, но и себе во благо, для пополнения собственного кошелька. 

Ничего личного, только бизнес 

«Нельзя, невозможно сравнивать самоубийства взрослых и подростков. — полагает Диана Генварская. — Чисто физиологически примерно до 15 лет в головном мозге не развиты лобовые доли, которые отвечают за волевые качества. Ребенка легко подвести к желанию умереть, он может декларировать слова о смерти, не понимая, что это значит по-настоящему».

Вот только взрослые дяденьки и тетеньки прекрасно знают, что творится в ребячьих мозгах. И учатся зарабатывать на детской смерти реальные деньги. Даже те, кто с этим никак не связан. Оставим банк, отказавшийся признать, что провокационный дизайн молодежных кредиток мог появиться не случайно. И жвачки с советом подумать о последнем дне.

Обычные бизнесмены нынче часто заказывают программистам «прокачку» своих сайтов. «Кликбейт» — нажимаешь на картинку с фотографией разрезанной поездом девочки или синего кита, а в ответ переходишь на ресурс добропорядочного рекламодателя с совершенно приличным наполнением. Мобильные продают или косметику. И ничего незаконного с точки зрения уголовного кодекса нет. А с точки зрения совести? «Группы смерти» стали бизнесом, никак не связанным с реальными трагедиями.

Дети-самоубийцы — как способ заработать. Поместите на ваш сайт фото котика, и вы продадите что угодно, — это уже день вчерашний. Ссылка с хэштегом #синий кит сегодня добавит вам гораздо больше потенциальных клиентов.

Бродит в Сети и еще одна версия появления смертельного контента. Совершенно фантасмагорическая, и оттого вполне способная оказаться правдой. Если когда-то богатые извращенцы заказывали порно с участием маленьких детей, то теперь, пресытившись им, они желают лицезреть видео подростковых суицидов. И платят за него. Почему бы нет? Прямых доказательств не существует, но косвенным служит то, что каждый шаг решившего покончить с собой ребенка фиксируется. Ролики, снятые в последнюю минуту, предсмертные записки, страничка в соцсети с соболезнованиями и зажженными свечами, в одночасье ставшая кладбищем... 

Как этому противостоять? Прежде всего неравнодушием — родителей, прохожих, соседей, преподавателей. Лишь так, всем миром, можно спасти наших детей. В ближайшем будущем за склонение подростков к самоубийству будут наказывать жестче. Кроме того, Госдума предлагает бороться с организаторами пропаганды суицида в Рунете при помощи вновь созданных кибердружин, волонтеров, учителей, психологов, которые не на словах, а на деле должны понять, что мучает тинейджера, и беседовать с ним не пять минут, как принято, а минимум 20 — полноценный прием.

Как считают специалисты, нужно ввести механизм быстрого информирования МВД об обнаружении новых «групп смерти». Сегодня от момента выявления опасного сайта до полной блокировки Роскомнадзором по решению суда проходят месяцы. А это необходимо делать незамедлительно.

С 2018 года в Евросоюзе детям до 16 лет запретят регистрироваться в виртуальном пространстве без позволения родителей. И у нас должно быть так же. Речь идет не о том, чтобы посадить детку в клетку, наоборот — вытащить оттуда, заставить увидеть, что мир прекрасен, и не смерть в Сети делает его таковым, а жизнь.


Мнение

Анатолий КУЧЕРЕНА, председатель Общественного совета при МВД РФ, адвокат:

— В том или ином виде проблема суицида молодых присутствовала во многих обществах и во все времена. Клубы самоубийц описываются в художественной литературе, особенно часто к этой теме писатели обращаются в годы депрессии, нестабильности, когда происходит кризис базовых ценностей, кризис семьи.

Такие клубы обычно создавались демоническими личностями, непонятными, нереализованными. Если говорить о Филиппе «Лисе», то не исключено, что он не последнее звено в цепочке — существует некая система, структура, занимающаяся этим вопросом вплотную ради каких-то своих целей и постоянно присутствующая во Всемирной паутине. 

Имеют место и провокации. Так, недавно в социальных сетях распространилась информация о якобы массовых подростковых самоубийствах, запланированных на определенное число. Родителям рекомендовали не выпускать в этот день детей из дома, все были в панике, напуганы, не знали, что делать. Самое главное, утверждалось, что эти сведения шли из самой полиции. Сейчас мы, Общественный совет при МВД РФ, выясняем, кто в этом виноват, кто эту ложь запустил в Сеть и зачем. 

Да, наши законодатели разрабатывают законопроект, который ужесточает наказание за доведение до самоубийства. Статья такая в УК есть и сегодня, проблема в том, что она не работает, как должно, но, пока закон не принят, приходится довольствоваться тем, что есть. А от себя скажу: если родители занимаются своим ребенком, следят за тем, что он делает, чем живет и дышит, то многих трагедий можно избежать. И никакие демонические личности с их смертельно опасными идеями повлиять на него не смогут.

Вадим АМПЕЛОНСКИЙ, официальный представитель Роскомнадзора:

— Тема «синих китов», как мне кажется, несколько перегрета. За прошедший год она получила широкое вирусное распространение в интернете, причем по совершенно разным причинам: кто-то на этом собирает трафик, кто-то ищет информацию из праздного любопытства, есть активность и среди ботов. То есть далеко не все, кто этим интересуется, напрямую связаны с детскими суицидами и «группами смерти».

Что касается непосредственно изображения, нужно отделять зерна от плевел: иногда кит — это просто кит, огромное красивое животное, и, конечно, никто не запретит рисовать его и размещать в Сети.

Но вне зависимости от того, чем наполнен основной контент сайта и кто его разместил, даже когда это кликбейт, — если он использует для привлечения внимания тему подростковых самоубийств, мы его выявим и заблокируем. Роскомнадзор, хочу заметить, работает только с интернет-ресурсами, это наша зона ответственности. Производство реальных товаров, продуктов, так или иначе связанных с этой тематикой, скажем, жевательной резинки с вкладышами, где есть вопросы о смерти, — контролируется другими органами исполнительной власти. Мы также не занимаемся оперативно-розыскной деятельностью, не ищем организаторов распространения запрещенного контента — это прерогатива правоохранителей. Однако, если к нам попадает информация, которая может быть полезна следствию, мы обязательно ее передаем. Наш адрес, куда вы можете обратиться, увидев в интернете подозрительную, на ваш взгляд, информацию: zapret-info@rkn.gov.ru

Алексей МИШИН, депутат Мосгордумы, член комиссий по здравоохранению и по социальной политике:

— Поражает то, что 80 процентов детей, идущих на самоубийство, из довольно благополучных семей. Иногда ребенок дома со всех сторон обласкан, а вот в школе и во дворе ситуация другая. Не имея механизма защиты, чтобы справляться со стрессом, возможности доказать, что он лучший, несовершеннолетний решается на крайний шаг.

Бывает, дети даже шантажируют родителей тем, что покончат с собой, и существует распространенное ошибочное мнение, что если человек эти мысли проговорил вслух, то он точно никогда ничего подобного не совершит. Но это касается взрослых. С молодыми людьми ситуация с точностью до наоборот. Озвучивая страшное желание, ребенок пытается показать всем, что он существует, живет, это и есть его крик о помощи...

Года три назад, не помню в каком городе, 13-летняя девочка пришла к школьному психологу, рассказала о своих проблемах, что ее никто не любит, у нее постоянные конфликты с родителями, и поэтому возникают суицидальные мысли, психолог ее внимательно выслушал и... поделился этой информацией с кем-то из педагогов, пошли слухи. На следующий день над девочкой открыто насмехались в классе, еще через сутки она покончила с собой.

Вот что может сделать плохой психолог. Эта тема столь тонкая и деликатная, что непрофессионалам тут нет места. Есть инициатива ввести в школах уже с младших классов предмет «психология», чтобы маленький человек знал хотя бы азы этой науки и учился постепенно познавать себя, понимать, что с ним происходит. Чтобы к подростковому возрасту, когда возникнут вопросы самоидентификации и смысла жизни, у тинейджера был определенный базис и подготовка, способные помочь справиться с проблемами пубертатного периода. Мне кажется, это интересная мысль. Но только уроки должны вести психологи с медицинским образованием, клинические психологи, врачи, а не социальные педагоги.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий

Комментарии (1)

  • alt

    Пров 02.04.2017 12:27:13


    Статья подтверждает очевидное и вероятное: человечество живет в эпоху избыточной информации. Техника позволяет быстро распостранять любую информацию в количестве, превышающей возможности людей за ограниченный (всегда) отрезок времени. Слишком часто "свобода слова" не дополняется его необходимостью, а "права человека" позволяют злословить разномастным пошлякам и названными в статье негодяям. Сотни теле-радиоканалов и сайтов стали зоной отдыха для тысяч жирующих на рекламные доходы "креативных" бездельников. Пора действовать, например так:

    Все средства массовой информации (пресса, интернет, радио, телевидение) объединяются в государственные информационные комплексы - центральный (общегосударственный), региональный, местный (последний - при наличии возможностей). Основными целями комплексов являются образование и воспитание граждан, тиражирование актуальной информации. Доступность, достоверность и ценность публикуемых сведений обеспечивают ограничение количества источников информации, их специализация по конкретным темам и возрастным группам, редактирование и цензура содержания.
    Теле-радиоканалы используют повторяемый в течение суток блок передач длительностью 2-3 часа. (Нормальный человек не смотрит телевизор 24 часа в сутки, а ради немногих ненормальных не стоит запускать в космос дорогостоящие спутники). Реклама публикуется только в местах продажи товаров и на специализированных теле-радиоканалах и сайтах. Добровольные объединения граждан имеют право содействовать работе государственно-информационных комплексов. Руководители центральных и местных органов власти (законодательной, исполнительной, судебной) ежеквартально отвечают в СМИ на вопросы граждан.
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть