Патриарх, отстоявший страну

Андрей ЗАЙЦЕВ

02.03.2012

1 марта Русская православная церковь отмечает день памяти священномученика Гермогена (Ермогена), патриарха Московского и всея Руси, чудотворца. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл заложил храм в честь этого святого, чье имя стало одним из символов освобождения России от Смуты.

Ровно 400 лет назад в оккупированной поляками Москве скончался от голода патриарх Гермоген. Это трагическое событие стало итогом его многолетней борьбы за то, что мы бы сегодня назвали государственным суверенитетом и политической стабильностью. С момента своего избрания на Патриарший Престол в 1606 году святитель был вынужден не только окормлять свою многомиллионнную паству, но и заниматься вопросами политическими — бороться со Смутой, которая в те годы терзала русскую землю. Его слова и дела фактически сохранили страну.

У святителя была странная судьба: мы почти ничего не знаем о его происхождении, но при этом можем достаточно подробно проследить его путь в Церкви. В конце XVI века он становится казанским митрополитом и сразу же показывает себя русским патриотом. По ходатайству святителя Гермогена была установлена поминальная суббота после Покрова Богородицы для поминовения всех воинов, павших при взятии Казани, и всех местных страдальцев за веру христианскую.

Самые трагические страницы жизни этого человека выпали на период его патриаршества: волею судеб он должен был сначала поддерживать слабого правителя Василия Шуйского от войск и посягательств Лжедмитрия II, также известного как «Тушинский вор», а затем всеми силами препятствовать попыткам поляков посадить на московский престол своего короля.

Борьба за веру в начале XVII века была борьбой за будущее Руси. Известны планы Лжедмитрия II и поляков не просто ввести в Москве католическое богослужение, но полностью изменить привычный уклад жизни московитов. Как только поляки чувствовали возможность захватить власть на Руси, в их планах сразу же появлялась строка о необходимости переговоров с папой римским об унии, то есть о насильственном и неравноправном подчинении ему Русской церкви.

Однако патриарх Гермоген был вынужден бороться не только с внешними врагами, но и призывать бояр хранить верность стране и не устраивать сепаратных соглашений с поляками. Отсутствие единства на Русской земле привело к трагедии под Смоленском и осаде Троице-Сергиевой лавры. Осажденные жители Смоленска призывали не верить королю и полякам: «Во всех городах и уездах, где им поверили, православная вера разорена, церкви разорены и жители переведены в латинство».

Патриарх Гермоген послал в Смоленск посольство для переговоров с поляками, но они закончились неудачей. Твердая позиция русских под Смоленском была сведена на нет усилиями предателей из московских бояр, пугавших святителя голодной смертью и требовавших принести присягу польскому ставленнику. Патриарх ответил отказом, и в Великий пост 1611 года был заточен поляками, оккупировавшими Москву, в Чудов монастырь. Вновь начались попытки склонить святителя на свою сторону. К столице уже подходило народное ополчение, и бояре-изменники под угрозой смерти хотели заставить патриарха Гермогена своим авторитетом отвести войска от Москвы. Последний ответил однозначным отказом: «Что вы мне угрожаете? Боюсь одного Бога. Если все вы... пойдете из Московского государства, я благословлю русское ополчение идти от Москвы, если же останетесь здесь, я благословлю всех стоять против вас и помереть за Православную веру».

Подвиг священномученика Гермогена и его судьба дают ответ на один из самых острых вопросов наших дней: «Имеет ли право патриарх вмешиваться в политическую ситуацию в стране?» Очевидно, что в условиях спокойного существования народа и страны Церковь не занимается государственными делами, но в моменты кризиса, угрожающего гибелью России, часто именно голос патриарха становился тем последним звеном, который не давал окончательно разорвать цепь времен. В ХХ веке таким патриархом сначала был святитель Тихон, на время служения которого выпало начало революционных событий и становления советской власти, а затем — патриархи Сергий (Страгородский) и Алексий II. Первый прикладывал все усилия, чтобы верующие помогли отстоять Родину от фашистов, а второй пытался спасти Россию от катастрофы в дни октября 1993 года. Остается надеяться, что нынешние события в стране не сделают вновь востребованным подвиг святителя Гермогена. Но память о нем сейчас особенно актуальна.