Нина Жукова: «В СССР был фильтр против пошлости»

Андрей САМОХИН

05.03.2015

Едва из Минска разъехались политики, которые провели труднейший переговорный марафон о перемирии на Украине, в столице Белоруссии встретились православные женщины трех братских славянских народов, чтобы поверх политической казуистики подтвердить вековые духовные связи. 

Не на женщинах ли держался всегда Русский мир? Не они ли сыграют ключевую роль в развязанной против нас цивилизационной войне? Об этом «Культура» беседует с Ниной Жуковой — в прошлом инструктором ЦК КПСС, замминистра культуры РСФСР, а ныне членом бюро президиума Всемирного Русского народного собора, сопредседателем Союза православных женщин, кавалером двух орденов Святой равноапостольной княгини Ольги.

культура: Расскажите о вашем женском Союзе. Каковы его задачи?
Жукова: Международная общественная организация «Союз православных женщин» — это добровольное самоуправляемое некоммерческое объединение, которое было создано по благословению Святейшего патриарха Кирилла в 2010 году для содействия укреплению роли Русской православной церкви в жизни общества. Главная уставная задача — консолидировать работу различных женских православных организаций, в частности, по таким направлениям, как защита детства, материнства, традиционной семьи, право выбирать форму обучения и воспитывать в вере своих детей. Объединение было необходимо, поскольку ранее власть и общество практически не слышали голоса малочисленных женских организаций.

культура: В Российской империи, кажется, существовал аналог вашей организации?
Жукова: В 1812 году при попечительстве вдовствующей императрицы Марии Федоровны и императрицы Елизаветы Алексеевны, по инициативе дам высшего света Санкт-Петербурга была соз­дана первая женская организация России — Императорское женское патриотическое общество. Около десяти лет назад оно было возобновлено как Женское православно-патриотическое общество. Возглавила его кандидат исторических наук Галина Ананьина, ставшая затем вместе со мной сопредседателем Союза православных женщин. Среди самых ярких реализованных проектов Общества — возрождение в стране ордена Святой великомученицы Екатерины и успешная общественная кампания памяти Священномученика патриарха Гермогена, увенчавшаяся установкой монумента великому патриоту России в Александровском саду у стен Кремля.

Союз православных женщин активно участвует в выработке документов Всемирного Русского народного собора, в его выездных заседаниях. В середине февраля — по следам мирных переговоров в Минске — мы поехали в столицу Белоруссии для налаживания более тесных контактов со Всеукраинским союзом православных женщин и Белорусским союзом женщин. Принимали нас Почетный патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Филарет и правящий экзарх, митрополит Минский и Заславский Павел. Украинские женщины на встрече высказали мнение, что очистить человеческие души сегодня сможет только православная Церковь. Предварительно договорились о проведении в этом году в Гомеле форума женщин трех братских народов с повесткой: «Роль женщин в духовно-нравственном и патриотическом воспитании подрастающего поколения», посвятив его 70-летию Победы.

Одно из направлений деятельности Союза: помощь методическими изданиями в преподавании Основ православной культуры в школе. Некоторые из них признавались лучшими книгами года. Например, выпущенная в 2011 году «Русь-Россия: выбор веры», которая, без сомнения, будет полезна учителям, особенно в нынешний юбилейный год 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира.

культура: Вы активно пропагандируете курс «Нравственные основы семейной жизни», разработанный екатеринбургским священником Димитрием Моисеевым и монахиней Ниной (Крыгиной). Он действительно так хорош?
Жукова: Да, он сделан по-настоящему православно, при этом современно и доступно. Поэтому мы и решили продвигать его везде как образец «семейного учебника». Для большинства школьных учителей он становится настоящим откровением. К сожалению, на сегодня это факультативный предмет.

культура: В свое время Вы сделали головокружительную карьеру — от учителя русского языка до заместителя министра культуры РСФСР. В чем главное различие между советским и постсоветским управленческим аппаратом?
Жукова: На государственные должности тогда брали людей, которые были к этому готовы профессионально. В обязательный набор входила учеба в аспирантуре, защита диссертации. Нынешние варианты покупки дипломов и научных степеней были немыслимы. Пресловутое «телефонное право», конечно, существовало, но невежу, да еще с темным прошлым на ответственный пост никто бы не порекомендовал. Я, например, окончила Академию общественных наук при ЦК КПСС, защитила диссертацию по истории, прошла последовательно, не перескакивая, по всем служебным ступеням.

Эта школа давала огромный опыт работы с людьми, системного подхода к любому делу. Умение описать суть проекта на одной-двух страницах — навык, которого сегодня, по моим наблюдениям, сильно недостает многим чиновникам.

культура: А ответственности нашим чиновникам хватает?
Жукова: Я уверена, она и сейчас есть у многих, иначе страна бы рухнула. Прежде всего, должна быть ответственность перед собой: если ты достиг определенного уровня, взял на себя какие-то обязательства, то должен соответствовать собственному статусу, отвечать перед людьми, которые на тебя возлагают надежды. Это и деловая, и моральная категория одновременно. У меня внучки учатся в школе, и я сама вижу позорный уровень многих учебников, по которым они занимаются. Мне кажется, нынешним работникам Минобрнауки не хватает элементарного профессионализма. Если чиновник в Министерстве культуры РСФСР курировал изобразительное искусство, он был точно причастен к нему — по крайней мере, имел искусствоведческое образование. То же самое — с театром, кино, музыкой... К сожалению, сегодня профессионалов во многих министерствах откровенно мало.

Кстати, когда говорят о какой-то жуткой советской цензуре в искусстве, то во второй половине 80-х, когда я стала замминистра, идеологических запретов практически не существовало. То есть был, конечно, как в любом нормальном государстве, запрет на откровенный политический экстремизм и существовал достаточно качественный художественный фильтр для публичного искусства. В начале 90-х этот фильтр демонтировали, и под видом свободы нас буквально затопила волна пошлости и безвкусия.

культура: Деликатный вопрос: каким образом партийная советская чиновница пришла к вере, да еще и возглавила Союз православных женщин?
Жукова: Так сложилось, что я родилась семимесячной, слабой, с желтухой, и моя бабушка меня сразу окрестила, посчитав, что я не жилец на белом свете. Я росла типичным советским ребенком — октябренком, пионеркой, комсомолкой. Но подспудно крепкая вера предков, наверное, жила во мне всегда. В доме были иконы, старинные богослужебные книги. А потом, когда начали рушиться советские идеологические устои, сама жизнь привела меня к вере, вернула в лоно православной Церкви. Нынешняя же работа — просто органичное продолжение моей активной жизненной позиции.


культура: Будучи замминистра культуры РСФСР, Вы способствовали возврату Церкви мощей святого благоверного князя Александра Невского...
Жукова: Я делала тогда то, что по внутреннему ощущению считала необходимым. Будущий патриарх Алексий II, еще в сане митрополита Ленинградского и Новгородского, просил вернуть мощи святого князя в Лавру из запасников музея религии и атеизма в Казанском соборе, где они хранились с 20-х годов. Для этого в 1989 году оказалось достаточно моего приказа как замминистра. А потом последовала цепочка возвратов святых мощей — Зосимы, Савватия и Германа Соловецких и других. Положила я тогда начало выводу из Казанского собора и самого музея атеизма, демонтажу соответствующей вывески с фасада. Еще ранее — в 1986-м — довелось принять непосредственное участие в рождении ежегодного праздника славянской культуры и письменности 24 мая, в день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. В этой работе Бог свел меня близко с потрясающим человеком — митрополитом Волоколамским и Юрьевским Питиримом (Нечаевым). Позже он стал личным другом и духовным наставником всей нашей семьи. Это был священнослужитель высочайшего культурного уровня! Когда владыка умер, мне было очень сложно найти для себя духовного отца. При последующем воцерковлении самым непростым моментом оказалась первая исповедь: вспомнить, назвать и осознать свои грехи — тяжелый духовный труд.

культура: Не попрекают Вас сегодня «партноменклатурным» прошлым?
Жукова: Один раз во время первых заседаний Всемирного Русского народного собора кто-то высказал публично подобную претензию. В ответ Кирилл — нынешний Святейший патриарх, а тогда митрополит Смоленский и Калининградский, остановил хулителей. Он хорошо знал, что мне в свое время удалось сделать для нашей Церкви больше, чем мог бы себе позволить другой человек на этом посту. Могу смело сказать, что патриарх Кирилл после владыки Питирима стал для меня вторым настоящим учителем в православии, преподав школу глубокого и мощного христианского мышления. Сегодня Святейший оказывает большую поддержку нашему Союзу, справедливо считая, что верующие, неравнодушные женщины всегда были твердой опорой не только Церкви, но и государства Российского.