Протоиерей Всеволод Чаплин: «Центром всех процессов в стране должен быть русский народ»

17.12.2014

Андрей САМОХИН

В уходящем году Русская православная церковь вместе со всей страной переживала тяжелейшие испытания, связанные с вооруженным конфликтом на Украине. В самой России по наводке зарубежных кураторов активизировались силы, противящиеся духовному возрождению русского народа. Об этих и других проблемах мы беседуем с председателем Синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества, членом Патриаршего совета по культуре и Общественной палаты РФ протоиереем Всеволодом Чаплиным. 

культура: Отец Всеволод, как Вы оцениваете обострение вопроса о «сращивании с государством»? Со стороны «общественников» идет борьба с введением преподавания «Основ православной культуры» в школе, строительством храмов в спальных районах, активизировались насмешки над РПЦ в интернете. Это, на Ваш взгляд, продуманная кампания?
Чаплин: Это проявления вечного спора между верой и неверием, между общественными укладами, основанными на вечной Истине и на изменчивых людских предпочтениях. Такого рода спор имел место всегда, в том числе у нас. В Российской империи масоны спорили с церковными иерархами. В советское время этот спор пытались решить силой, но не получилось. Спора не надо бояться, пусть он и ведется иногда на повышенных тонах. Для христианина важно внутренне не сдаваться под напором оппонентов, не уступать шантажу, посулам или угрозам, цель которых — изменить само внутреннее содержание христианского взгляда на Бога, человека и общество.

По поводу «сращивания с государством». Православная церковь никогда не считала себя врагом государства, даже гонительского, как в СССР. Церковь всегда воспринимала государство по апостолу Павлу, который сказал: «Начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» (Рим. 13,4). Попытка сделать из христианина анархиста или вечного оппозиционера идет вразрез с самой сутью христианства.

культура: Однако сегодня эта борьба приобрела изощренный характер. Была задействована игра на раскол Православной церкви изнутри: по линии патриотизма — либерализма, религии — культуры, материального неравенства иерархии и основной части паствы. 
Чаплин: В этом опять же нет ничего нового: помимо внешних гонений, Церковь Христову всегда пытались расшатать изнутри. Да, в Церкви по вопросам недогматического характера всегда допускались разные мнения. Но важно, чтобы сами верующие не переходили грань, отделяющую разномыслие от вражды. А это, увы, часто случается. 

Есть люди, которые хотели бы зафиксировать психологический комфорт и благополучие недавнего времени. Но нам всем стоит осознать — «спокойное время» ушло бесповоротно. Есть также те, кто мечтал еще в 90-е о «либеральных» реформах в Церкви, о контроле мирян над духовенством, о выстраивании церковной жизни по моделям эмигрантского богословия, которое поставило неправильную цель приспособления к Западу, а не переустройства его в соответствии с православными идеалами. Когда эта группа поняла, что народ за ней не пошел, она решила обвинять его чуть ли не в антихристианстве. При этом они отрицают такие христианские ценности, как патриотизм, иерархичность, жертвенность и некоторые другие. 

Да, внутри Церкви ведутся непростые дискуссии. Спор же об уровне жизни духовенства идет, как правило, за церковной оградой. Кстати, в целом этот уровень — в лучшем случае — не выше, чем у среднего класса. Но традиция Православия всегда предполагала заботу прихожан о том, чтобы их пастырь не бедствовал. 

культура: Одним из основных документов XVIII Всемирного русского народного собора стала «Декларация русской идентичности». Она заканчивается такими словами: «Русский — это человек, считающий себя русским; не имеющий иных этнических предпочтений; говорящий и думающий на русском языке; признающий православное христианство основой национальной духовной культуры; ощущающий солидарность с судьбой русского народа». Против этой формулировки поднялась большая волна со стороны наших «интеллектуалов». В чем причина?
Чаплин: Сегодня очень важна определенность во всем — в том числе нужно понять, кто по духу не является русским, даже сохраняя русский язык и этническое происхождение. Человек, который ненавидит собственный народ и призывает силой его «переделать», человек, кому ближе другие народы — конечно, он не русский. И здесь надо просто поставить точку. Да, такая определенность кому-то очень не нравится. Что ж, насильно мил не будешь! Русский человек должен слушать голос своего народа, ощущать его волю, а не предаваться озлобленной скорби оттого, что народ идет своим путем, а не тем, что пытаются навязать ему узкие экспертные группы, руководимые внешними силами. 

После публикации декларации мы уже привычно столкнулись с кампанией идейного противостояния, включающей публичные и непубличные доносы. Характерно, что за ней стоят те, кто припал к кормушке национальной политики в 90-е годы и до сих пор пытается эту сферу монополизировать. Честный спор они выиграть уже не могут, ведь плоды их деятельности очевидны — тотальное осложнение межнациональных отношений, которое приходится гасить правоохранительным органам. А причина одна: долгие годы у нас удовлетворялись любые  капризы национальных меньшинств при полном игнорировании необходимости самоорганизации русского народа, при страхе перед такой самоорганизацией.

Впрочем, мы не враги нашим оппонентам и готовы к диалогу с ними. Но мы продолжаем настаивать на том, что центром всех процессов, происходящих в стране, должен быть русский народ. И этот народ нуждается в серьезной поддержке. Разумеется, одновременно должны раскрывать свои возможности все народы, населяющие Россию.

культура: Вы предложили подумать о создании системы православного банкинга, взяв в пример исламский банкинг. Вы также призвали к активному обсуждению возможности  перехода от «экономики роста» к «экономике достаточности». Либеральные СМИ представили эту инициативу безграмотной клоунадой...
Чаплин: Я много общался с экономистами, изучал эту тему; хорошо знаком с профессором Валентином Катасоновым и другими профессионалами высокого класса, которые разрабатывают практические принципы функционирования «экономики справедливости». 

Нынешнее же оживление дискуссии о банковской деятельности без ростовщического процента выявило еще большее число экономистов — теоретиков и практиков, желающих разработать конкретные пути воплощения этой идеи. Стихийно возникла рабочая группа, еженедельно обсуждающая различные схемы новой «финансовой архитектуры» для России. Прежде всего речь идет о проектном финансировании с участием инвестора в управлении бизнесом на взаимном доверии. О проектном финансировании недавно говорил и президент Путин. 

Нас в свое время заставили забыть, что авраамические религии, включая христианство, определенно отрицательно относятся к ростовщичеству, «лихве», как его называли на Руси. Одно дело — сохранять сбережения людей от девальвации, вкладывая их в материальные ценности или бизнес, совсем другое — давать в долг под проценты. Сам принцип «деньги делают деньги», на котором построена вся глобальная псевдоэкономика, не только противоречит установкам большинства религий, но и ведет систему к краху.

Надо быть честным со своими религиозными принципами. Я буквально накануне нашей беседы закрыл все личные счета, которые предполагали хотя бы символический процент роста. Что будет дальше с финансовой системой, построенной на началах Православия, — увидим. Во всяком случае, эту идею уже не удастся засмеять.

культура: Как Вы оцениваете ситуацию с образованием, особенно школьным: не грозит ли нам поголовное невежество, разрыв связей между поколениями?
Чаплин: Церковь давно и много говорит о проблемах образования. Всемирный русский народный собор на протяжении ряда лет также поднимал тему русской школы. Вскоре состоятся XXIII Международные Рождественские чтения, где она вновь остро прозвучит в докладах иерархов, духовенства, православных педагогов, которых у нас уже десятки, если не сотни тысяч. В августе в Тамбове состоялась потрясающая встреча Святейшего патриарха Кирилла с ректорами вузов, директорами школ, педагогами ЦФО — участниками Первого культурно-образовательного православного форума «От сердца к сердцу». Святейший назвал образование «краеугольным камнем общества и государства». Он предупредил, что разрушение школы и образования равносильно разрушению потенциала нации. Призвал не сводить образование к системе тестирования и уравновесить эту систему серьезным изменением школьных программ, направленным на создание у учащихся целостного мировоззрения, базовой логики. Святейший также дал афористичное определение: «Школа без идеи — это опасное явление». 

Многие молодые люди сегодня не просто неграмотно пишут, они разучились формулировать свои мысли. Я постоянно с этим сталкиваюсь, поскольку моя деятельность на 50 процентов состоит из редактирования текстов — от сложных концептуальных документов до элементарных писем. Я все больше понимаю, что их молодые авторы просто не могут выразить ясно свои мысли. 

Кто-то недавно хорошо заметил — современные средства коммуникации все больше нацелены не на создателя контента, а на его потребителя. Попробуйте написать хотя бы трехстраничный текст на планшете! Именно поэтому я заказал для него специальную обложку-клавиатуру, чтобы иметь возможность писать в дороге, как это мне часто приходится делать. В Воронеже такие производят, а в местах, где делают сами гаджеты, почему-то нет. А вообще, наверное, скоро появится «продвинутая примочка», которая позволит общаться с устройствами через бессвязные звуки разной эмоциональной окрашенности: зарычал — отключилась одна программа, запищал — включилась другая... Как у животных. Постепенно устная речь, не говоря уже о письменной, станет прерогативой узкого элитарного круга. Остальные, обвешанные «умными» гаджетами с ног до головы, будут только рычать, пищать и хрюкать. Вы хотите жить в таком обществе? Я — нет.

культура: Кстати, недавно прошла информация, что Вы призвали отказаться от всех западных электронных устройств. Это вызвало массу язвительных комментариев в Сети.
Чаплин: Пусть слова «призвал отказаться» останутся на совести телеканала, который таким образом интерпретировал мои слова. Я говорил, что устройства удобны, но в любом случае для нашей страны лучше иметь собственный программный продукт и собственное «железо», чем пользоваться импортными хардом и софтом, которые могут быть в любой момент использованы против нас. Чем более в области информационных технологий мы дистанцируемся от стран, настроенных к нам недружественно, тем лучше. Это очевидно для всех, кто не хочет однажды оказаться в рабстве.

культура: По-прежнему идет атака на традиционную культуру со стороны «воинствующего постмодернизма». Причем делается это не во имя «нового стиля» или «новых социальных ценностей», а просто ради разрушения. Может ли Церковь оставаться в стороне от этих процессов?
Чаплин: Она и не остается. Святейший патриарх Кирилл однажды сказал, что дурной вкус может привести к греховному состоянию, поскольку «безобразие, разрушение гармонии — это вызов Богом установленному порядку миробытия». Святейший не раз подчеркивал, что культура, не опирающаяся на ценности, характерные для культурного кода России, становится антикультурой. Он перечисляет эти ценности: вера, справедливость, достоинство, солидарность, державность. Говорит о единстве истории, включая все ее периоды — княжеский, царский, имперский, советский, нынешний. 

Многие спорят о том, что такое постмодернизм. Мне нравится подход немецкого философа Петера Козловски, написавшего книгу «Культура постмодерна», в которой он говорит, что не все новое плохо и не все старое хорошо. Учение о «плюрализме истин» не ново. Как помним, еще Пилат скептически вопрошал Христа — живую Истину, стоящую перед ним: «что есть истина?». Христианское мировоззрение предполагает единственную Истину и вечные ценности, которые не меняются, независимо от того, разделяем и понимаем мы их или нет. Дискуссия между пилатовским скепсисом и христианским ответом будет продолжаться до скончания времен. Со стороны «скептиков» она может принимать и ожесточенный характер, они могут именовать свое течение каким-то новым модным «измом» — сути вопроса это не меняет.

культура: На Украине идет война. Но, что интересно, священники Украинской православной церкви Московского патриархата окормляют воюющих разных сторон, благословляют их иконами и святой водой. Причем донецкие и луганские батюшки делают это порой вопреки запрету своих правящих архиереев. Значит ли это, что врагу рода человеческого удалось внести еще один — пока подспудный раскол в православный мир?
Чаплин: К сожалению, в истории не раз бывало так, что православные народы воевали друг против друга. И даже, увы, в составе одного народа. То, что сегодня чада одной Православной церкви участвуют с разных сторон в вооруженной борьбе — это настоящая трагедия.

Многие на Украине хотели бы стать ближе к Западной Европе. Почему бы и нет? Но такая большая страна, как Украина, при сближении может ставить Европе свои условия, например, потребовать от нее перехода к христианским принципам общественного устройства. Разумеется, это не понравится европейской секулярной бюрократии, заботящейся больше всего о возможности свободно грешить. Но, в принципе, такая постановка вопроса со стороны православной Украины при сближении с Европой была бы вполне уместной.

культура: Выступая в Совете Европы, папа римский Франциск призвал Европу «вернуться к своим корням», осудил потребительскую психологию и «эгоистичный стиль жизни». Как вы оцениваете это выступление понтифика?
Чаплин: Мне лично нравится практически все, что сказал папа. Хотелось бы пожелать католической церкви отойти от вечно извиняющегося, оправдывающегося тона, который был ей навязан антиклерикальными революциями. Надо вновь учиться быть победителями, призывать народы к тому, чтобы они покончили с диктатурой агрессивно-секулярных сил и боролись за возвращение христианского общественного устройства. Когда церковь во Франции вывела на улицы миллион людей, протестовавших против однополых браков, католические иерархи, прежде заискивавшие перед «секуляризаторами», начали говорить уже немножко другим тоном. А если на улицы выйдет два, три миллиона сторонников христианской нравственности? Возможно, тогда у западной Церкви произойдет второе рождение. 

культура: А каковы, на Ваш взгляд, перспективы развития в нашей стране движения, которое во всем мире именуется «пролайф»?
Чаплин: На мой взгляд, это движение уже поддерживается большинством нашего народа, и из этого факта государством должны быть сделаны надлежащие выводы. Я лично глубоко убежден, что настало время исключить аборт из системы обязательного медстрахования, чтобы эти операции не производились за счет налогоплательщиков, в том числе тех, кто принципиально не приемлет аборт по религиозным и нравственным убеждениям. 

Думаю, надо развернуть самую широкую общественную дискуссию о приемлемости абортов. В ней не должно быть табуированных тем: надо говорить о том, что переживает не родившийся ребенок, какие последствия для здоровья женщины несет убийство плода во чреве, как происходящее отражается на моральном самочувствии нации.

Встреча с муфтием Татарстана Камилем Самигуллинымкультура: Учитывая вышесказанное, стоит ли нам, православным, для защиты традиционных нравственных ценностей объединить усилия с мусульманами?
Чаплин: На днях, будучи на Х международном мусульманском форуме в Москве, я сказал именно об этом. Надо активнее действовать вместе — не только для защиты традиционных семейных ценностей, но и для того, чтобы не дать развязать межрелигиозные войны, к чему нас сегодня подталкивают.

Среди общих для нас «глобализаторских» угроз сегодня можно назвать, например, псевдогуманизм — когда центром и мерилом всех ценностей цивилизации ставят непреображенного, грешного человека с его абсолютизированным «я хочу». Другая общая угроза, ведущая в глобальный тупик, как я уже говорил — экономика, построенная на принципе «деньги делают деньги». 

Поскольку Православие и традиционный ислам сопротивляются торжеству «нового мирового порядка», то на исповедующие эти религии народы оказывается возрастающее политическое, экономическое и информационное давление. Более того, архитекторы глобальной власти прилагают немалые силы и средства, чтобы стравить православных и мусульман между собой, а также разжечь братоубийственные конфликты в нашей собственной среде — между христианами и христианами, между мусульманами и мусульманами. В такой ситуации следует быть особенно мудрыми и бережно относиться друг к другу, не переставая при этом громко напоминать миру о вечных нравственных истинах.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий

Комментарии (5)

  • alt

    Волков 19.12.2014 13:24:42

    Чаплин: . "Учение о «плюрализме истин» не ново. Как помним, еще Пилат скептически вопрошал Христа - живую Истину, стоящую перед ним: «что есть истина?»…."
    ___________________________________________________
    Евангелие от Иоанна" (18;37,38) "Пилат сказал Ему: итак Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего.
    Пилат сказал Ему: что есть истина? И, сказав это, опять вышел к Иудеям и сказал им: я никакой вины не нахожу в Нем".

    И где здесь усматривается хотя бы намек на "скепсис"? И почему вдруг "живая Истина", а не просто Истина?
  • alt

    Волков 20.12.2014 21:11:05

    Чаплин: "…Да, в Церкви по вопросам недогматического характера всегда допускались разные мнения…
    …Святейший не раз подчеркивал, что культура, не опирающаяся на ценности, характерные для культурного кода России, становится антикультурой. Он перечисляет эти ценности: вера, справедливость, достоинство, солидарность, державность…"
    __________________________________

    Вера - ценность? Но, вот например, у святителя Феофана Затворника из Вышинской Пустыни находим следующее определение: «Вера христианская - не система учения, а образ восстановления падшего в силу смерти Богочеловека, благодати Духа Святого»…
    Опять же, для т.н. культурного кода России такая из перечисленных ценностей как достоинство может быть и характерна, вот только с позиции духовной неприемлема… Почему? "Подмечено", что чувство собственного достоинства начинает проявляться в ребенке где-то с 3-4 летнего возраста… Получается, что "культивация" его у великовозрастного человека по сути есть постановка в нем сознания едва ли не малыша? Чем не Витек Акашин "крутящий" кубик Рубика из "Козленка в молоке" (Ю. М. Поляков) в поиске "культурного кода эпохи"?
    Можно, конечно, утверждать, что налицо нарушение известного методологического принципа "Бритвы Оккама" гласящего в одном из вариантов, что не следует множить сущее без необходимости… То есть незачем переводить, например, веру в статус-разряд "ценностей" даже в интересах Культуры когда имеется ее сущностное определение-понятие… А у Феофана Затворника оно именно таковое! Но ведь "переводят"! Почему, в чем причина? В порядке размышления-комментария - следующий текст…


    О ВВП в контексте посоха и компьютера…

    Недавно состоялась научно-практическая конференция по вопросам экономического роста России - перспектив и проблем. Мероприятие, безусловно, актуально-полезное, учитывая, что президентом страны поставлена задача удвоения ВВП (внутреннего валового продукта). Обратило внимание выступление одного из руководителей Российской академии наук - простотой, широтой, способом подачи материала. Основой выступления профессора (кстати, сотрудничающего с МГУ) послужила весьма существенная «деталь» - до сих пор неясно, какими путями-дорогами страна намеревается идти к «преумножению» ВВП.
    Иному слушателю, поначалу, могло даже показаться, что академик говорит не «в тему» - все более о проблемах заурядных (заработной плате, подходах в медицинском обслуживании населения и др.), а не стратегических, глобальных. Но в том, наверное, и проявляется одна из составляющих профессионализма такого уровня ученого чтобы, оказавшись в разноплановой по возрасту, подготовке, интересам аудитории, попытаться вовлечь в работу слушателей, побудить их к размышлениям. И наглядно, на доступных примерах из практики бытия показать, как реализация, на первый взгляд привлекательной цели через недостаточно выверенные способы движения к ней, может усугубить ситуацию и породить еще более тяжелые проблемы.
    Действительно, устремившись на всех «парах» в рыночную экономику, разве не получили мы наряду с ее «диким» вариантом нравственно деформированное общество, причем настолько, что сегодня под сомнение ставится само существование государства? При этом, в точке пересечения «новых способов» «хозяйствования» и нравственности, взращенной на моральном кодексе строителя коммунизма, оказался человек, который «повел» себя по-разному… Потому, правы, безусловно, те авторы публикаций, кто причиной жесточайшего кризиса называет духовную уязвимость людей. «Любовь, дружба, взаимопонимание заменяются корыстными отношениями, физической чувственностью… Если мы сегодня этого не поймем, - говорят некоторые из них, - то рухнем в бездну и небытие как народ…».
    Однако, даже правильный диагноз - еще не гарантия излечения от болезни. Так как суметь правильно любовь-дружбу понять и необходимую духовную устойчивость обрести? На сей счет, сегодня предлагается целый арсенал «рецептов-средств» - от программ по нравственному воспитанию и патриотизму, изучению основ православной культуры в школе до ознакомления людей возрастом постарше с «Основами социальной концепции Русской Православной Церкви», проповедей в храмах и СМИ, Чтений, конференций и другого, но…
    Спору нет, нынешняя ситуация, в немалой степени, есть следствие, как утверждает ряд авторов, многолетней борьбы с духовными началами русской культуры, православием. Обратимся, однако, к историческим сведениям, из которых, в частности, следует, что далеко не в советское время - конце 19-го века, в одном из обычных губернских городов России, насчитывавшим несколько духовных учебных заведений, свыше 90% его жителей были православными. И все же, «здание» духовности не устояло - стены не выдержали давления «ветров» времени, в том числе по причине неадекватных, как теперь говорят, ответов на его вызовы и, прежде всего, в духовном просвещении человека…
    То, что в условиях нарождавшегося и захватывающего человека многознания, в духовном просвещении необходимо было в срочном порядке уходить от односторонности, удерживая при этом глубину понимания Слова Божьего, ощутили в «свое время» ряд православных святителей - ведь не где-нибудь, а в одном из духовных учебных заведений страны тогда Христа назвали первым демократом. Потому, надо полагать, вовсе не случайно Феофан Затворник делает резкий «поворот» в удачно - даже по тем меркам, складывавшейся "карьере" - уходит в затвор, ведет обширную духовную переписку с людьми и дает миру произведения, изложенные простым, доступным в понимании языком. Устояв в противной для души среде «парадерства», в том же направлении работает Игнатий Брянчанинов. Нарастает число вопросов, подобных тем, что задавал еще юный Мотовилов духовным лицам: «Если Бог троичен, то почему у человека различают лишь душу и тело? Разве не по образу и подобию Творца он создан?».
    Не получает отрок правильных ответов и на вопрос цели жизни человека… «Не так Вам они говорили», - скажет впоследствии Серафим Саровский как и другое - что людей, проводящих духовную жизнь, стало мало, а распространение получила жизнь общехристианская. Напомнит Святой и слова о бремени Бога, которое легко несть, но которое «часто заграждают такими тягостями, что, взявши ключи духовного разумения, выходит, и сами не входят, и другим входить препятствуют…».
    С тех пор положение мало изменилось, несмотря на значительные материальные «вливания» в нравственность и духовность. Получается, что Святые апостолы с посохом, обращавшие в христианскую веру едва ли не целые народы работали эффективнее современных проповедников с компьютером. Отчасти, это справедливо, как и другое - то были времена простой, детской веры, когда едва услышанное Слово Божье напрямую ложилось на сердце человека и исполнялось им. Тогда, едва ли не в разряде обычных считались видимые проявления Бога в жизни людей. Однако, по мере утяжеления душ людских, пришли времена слепой веры и безверия. Сегодня Бог практически «исключен» из большинства систем миропонимания. Для значительной части людей Творец давно перестал быть Авторитетом - в лучшем случае Его «почитают» за Сущность, далеко и высоко отстоящую от земных нужд и забот. И к сердцу человеческому Слову ныне приходится пробиваться через «жировые» отложения души и завалы искаженных- поверхностных представлений об устройстве мира. Выходит, не только для обеспечения роста ВВП, но и побуждения человека к духовному деланию необходимы соответствующие времени подходы, над которыми, по сути, и трудились православные Святые, причем в языке и образах доступных в понимании и сегодня. Серафим Саровский, например, в разъяснениях о цели жизни применял подобия из практики торгового дела. Феофан Затворник суть происходящего в человеке наглядно объяснял на работе его модели дух-душа-тело. Игнатий Брянчанинов использовал понятие Божественных энергий… Фактически, в период наметившегося необратимого разлома Российской империи, Святыми было практически заложено, скажем так, основание «стартовой площадки» для качественно нового по масштабам и глубине «прорыва» человека к Богу… Думается, однако, что сегодня она явно недостаточно используется - в «сторону» людей продолжает «запускаться, в основном, старая «техника», к тому же «местами» непозволительно «облегченная»: - призывы стать хорошим (и к чему такие «хлопоты»?); требования к народу «понять», чего хочет от него Бог, духовная музыка, своды нравственных правил хозяйствования и другое… И не совсем вполне учитываются произошедшие изменения в человеке: его прагматизм, «технологический» характер мышления - и это в условиях, когда мириадам душ зримо грозит "перспектива" духовной Смерти. Мало того, у отдельных просветителей правилом стало отвечать исключительно на «выгодные» или «удобные» вопросы общего характера, соответствующими получаются и ответы - в основном, книжные…
    «Как Церковь относится к современным средствам контрацепции?», - спросили недавно известного отечественного просветителя. «На заре христианства проблема остро не стояла, нынешние «средства» не были известны, потому Апостолы, на сей счет, инструкций не оставили» - примерно в таком, сугубо формальном духе прозвучал заранее подготовленный ответ. Едва ли отличается от него и разъяснение Папы Римского, считающего применение названных средств делом грешным.
    Как в таких случаях поступать? Идти за ответом в соответствующий раздел «Основ социальной концепции РПЦ», а оттуда быть «перенаправленным» на поиски духовника? А как быть в подавляющем большинстве ситуаций, когда выбор человеку приходится совершать буквально «здесь и сейчас»? Продублировать в стране каждое рабочее место духовником для получения тут же советов в «обстоятельствах» выбора?
    Получается, что характер проповеди необходимо менять в «объясняющую» сторону - в рассмотрение работы духовных законов в конкретной практике бытия… И здесь «валом-армией» проповедников дела не решить - это ситуация, когда и «один в поле может оказаться воином». И опять же… Для проповедника недостаточно только знать или уметь «извлечь» правильный ответ - ведь далеко не каждый из вопрошающих способен его «с ходу» вместить - человеку необходимо время разобраться, а главное - произвести работу над собой. Значит, ему надо уметь помочь, предложив направление поиска ответа, побудив-заинтересовав к размышлению по примеру того же академика-экономиста на упомянутой конференции. И тогда, может статься, придется выяснять не «отношение» Церкви к «известному» вопросу, а что за нынешним всплеском-бумом средств контрацепции скрывается... А за ним не только экономический «интерес» сугубо земных производителей латексных и др. «изделий», сколько сущностей из энергетически тяжелого инфрамира, а попросту бесов из Ада, жирующих на сексуальной энергии животных и людей...
    Вывод противоречит Божьему установлению «Плодитесь и размножайтесь?». Ничуть. Просто существующий характер-направленность мышления явно не способствует снятию-разрешению ряда кажущихся противоречий, проникновению в суть "вещей"… Иначе, например, и «достижения» проводимого политического курса не принимались бы отдельным гражданам за обнадеживающие. Ведь, по глубинному счету они означают одно - за годы прошедшие с начала перестройки, Россия так и не приступила к Главной работе, означенной для нее Богом, при выполнении которой удвоение ВВП стало бы всего лишь одним из естественных, само-собой разумеющихся ее следствий-приложений.
    «По чьей вине - по чьей вине?» - не так ли звучит в одной из песен Высоцкого?

    2004 г. Волков
  • alt

    Волков 22.12.2014 11:08:43

    Чаплин: "Надо быть честным со своими религиозными принципами. Я буквально накануне нашей беседы закрыл все личные счета, которые предполагали хотя бы символический процент роста.."
    ____________________________________
    А что вначале "появилось": курица или яйцо - в смысле - личные счета или принципы? Это один из существенных моментов - может статься, что сие закрытие "обнулило" и возможные к "получению" дивиденды для души!



    Чаплин: "…Нас в свое время заставили забыть, что авраамические религии, включая христианство, определенно отрицательно относятся к ростовщичеству, «лихве», как его называли на Руси…"
    _______________________________________
    А разве спекуляция, с которой боролись в СССР не "одного поля ягода" с ростовщичеством? Для тех, кто жил интересами советского государства это не являлось "военной тайной"! Получается, проблема не в "забывчивости", а в отсутствии понимания с позиции духовной что за сим запретом скрывается? Не оттого ли приходится ориентироваться на т.н. исламский банкинг и брать его в пример?
    "Причислять" христианство к авраамическим религиям - одно, а вот понимать, что это принципиально иная религия в коей на сегодня живо только Православие и то изрядно поврежденное - совсем другое дело!
  • alt

    Волков 22.12.2014 16:47:30

    культура: "Вы предложили подумать о создании системы православного банкинга…. … Либеральные СМИ представили эту инициативу безграмотной клоунадой..."

    Чаплин: "Я много общался с экономистами, изучал эту тему; хорошо знаком с профессором Валентином Катасоновым и другими профессионалами высокого класса … …Стихийно возникла рабочая группа, еженедельно обсуждающая различные схемы новой «финансовой архитектуры» для России. Прежде всего речь идет о проектном финансировании с участием инвестора в управлении бизнесом на взаимном доверии. О проектном финансировании недавно говорил и президент Путин..."

    _______________________________________
    "Я себя. под Лениным чищу, чтобы плыть. в революцию дальше…" - так, кажется у Владимира Владимировича Маяковского сказано? Так то во времена вождей создавших-имевших мощнейшую теоретическую и наработавших практическую базу было… Сегодня "либерализм-демократия" - ситуация совершенно иная: - вот одна из оценок упомянутого Валентина Катасонова :"…Я не вижу во власти ни одного православного патриота. Их православие никак не материализуется в экономической политике. Ещё в ХIХ веке славянофилы и православные экономисты настаивали на том, что Россия - великая держава, которая может и должна быть самодостаточной. Если же она пойдёт на слишком тесные экономические связи с другими странами, то в итоге утратит сначала экономическую, а потом и политическую самостоятельность".
    И далеко ли удастся "уплыть" без поддержки мотивированной соответствующим образом Власти тому же "банкингу"?
    Вместе с тем, чтобы у разработчиков новой «финансовой архитектуры» действительно "нечто" получилось, необходимо понимать работу духовных законов, по меньшей мере, не хуже, нежели рыба плавает в воде! Проектное финансирование - это все же "частный" случай. По настоящему, необходимо браться за проработку-решение Главной, комплексной Задачи - максимально возможного понижения рисков духовного повреждения граждан-грешников любого вероисповедания и без оного, пребывающих-живущих на территории России. Это оптимизационная задача - не совсем "классическая", однако…
    Чем не отечественный и, безусловно, вне всякой конкуренции "продукт" о необходимости разработки-производства которых в столь сложное для страны время говорит президент Путин?
  • alt

    Волков 23.12.2014 20:08:47

    Чаплин: "…моя деятельность на 50 процентов состоит из редактирования текстов - от сложных концептуальных документов до…"

    "… В августе в Тамбове состоялась… …встреча Святейшего патриарха Кирилла с ректорами вузов, директорами школ, педагогами ЦФО… ….Святейший… …Призвал не сводить образование к системе тестирования и уравновесить эту систему серьезным изменением школьных программ, направленным на создание у учащихся целостного мировоззрения…"
    _______________________________________________

    В отношении "целостности" на встрече патриархом Кириллом, "помнится", сказано было следующее:"…Глубоко убежден: для того чтобы сформировать гармоничную личность, нам нужно уравновесить ЕГЭ очень серьезным изменением школьных программ, направленным на создание у учащихся целостной научной картины мира..."

    Целостное мировоззрение и целостная научная картина мира… С каких это пор Слово Божие стало научным трактатом?
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть