Очень странное кино

Михаил ТЮРЕНКОВ

28.09.2012

События, начавшиеся 11 сентября — после того как египетское телевидение показало несколько эпизодов из фильма «Невинность мусульман», по своей исторической значимости уже приблизились к нью-йоркской трагедии 11-летней давности. По пессимистичным прогнозам ряда политологов, мы находимся на грани глобальной войны. Эксперты-оптимисты делают поправку: да, война возможна, но только локальная.

Религиозные конфликты сопровождали человечество на протяжении всей его истории. Еще древние языческие племена сражались за своих богов, оберегая родные капища от посягательств чужеземцев. Когда зародились мировые религии, в этическом своде каждой из которых были заложены основы мира и согласия, всеобщее благоденствие так и не наступило.

Иудеи устраивали гонения против ранних христиан, усилившиеся христиане — против иудеев, мусульмане сражались за место под солнцем со всеми, кто вставал на их пути, да и внутри каждой из конфессий нередко возникали серьезные кровавые конфликты. Столкновения между французскими христианами — католиками и гугенотами — по числу жертв не имеют аналогов в религиозных войнах до сих пор.

Именно на это в своем противостоянии с верующими часто обращали внимание атеисты, лицемерно обвиняя оппонентов в жестокости и, в свою очередь, устраивая новые войны — антирелигиозные. Так было и в период Великой французской революции, и в Советской России, и в республиканской Испании, и многих других странах, пытавшихся сбросить с себя «религиозный груз». Реки крови проливались как за веру, так и против нее. Однако, если взглянуть на каждый из этих конфликтов повнимательнее, становится понятным, что их корни — отнюдь не в религиозных доктринах, но в геополитических, экономических и тому подобных приземленных основаниях. Более того, часто бывало, что столкновения между двумя локальными цивилизациями или сторонами, конфликтующими на религиозной почве в рамках одного народа, навязаны извне.

Так и сегодня: глупейшая антиисламская выходка, каковой стал фильм «Невинность мусульман», казалось бы, могла привести к последствиям уровня карикатурного скандала семилетней давности. Но нет, кому-то стало выгодно, чтобы протесты перешли дипломатическую черту, чтобы пролилась кровь. Ответить на вопрос: «Cui prodest?» — значит, отчасти понять, как остановить маховик новой религиозной войны, которая не сегодня – завтра может стать войной глобальной.