Особенности национального чуда

Михаил ТЮРЕНКОВ, Серпухов

18.05.2013

Русская православная церковь празднует 18 мая день иконы Божией Матери, еще в 1980-х практически не известной среди верующих, а ныне ставшей одной из наших главных святынь. К многочисленным спискам богородичного образа «Неупиваемая Чаша» по всей России стекаются сотни тысяч людей — в надежде избавиться от главного русского недуга.

— Только не подумайте, что само название этой иконы как-то связано с пьянством, — предупреждает игуменья Алексия (Петрова), вот уже 18 лет возрождающая монашескую жизнь в Серпуховском женском Владычнем монастыре. Обители, где 135 лет назад чудесным образом была явлена (обнаружена) икона «Неупиваемая Чаша».

Действительно, те, кто хоть немного знаком с церковной жизнью, понимают литургическое значение Чаши Спасения, из которой на чудотворном образе благословляет Богомладенец Христос. И тем не менее, с самого момента обретения этого образа его почитание было связано именно с избавлением от пьянства. Тогда, в 1878-м, один тульский крестьянин из отставных солдат, пропивший все — вплоть до остатков здоровья, увидел во сне благообразного старца.

— Иди в город Серпухов в монастырь Владычицы Богородицы. Там есть икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша», отслужи перед ней молебен и будешь здоров душой и телом.

Легко сказать: «Иди!» У старика от беспробудного пьянства давно отказали ноги. Однако после очередного видения старый солдат смог собрать силы и буквально на четвереньках отправиться в путь. Чудом ему удалось добраться до Владычнего монастыря. Там о подобном образе никто не знал, но кому-то вдруг пришло в голову: «А не та ли это икона Богородицы, что незаметно висит в проходе из храма в ризницу?» Нашли, сняли и буквально обмерли, увидев на обратной стороне образа надпись: «Неупиваемая Чаша».

Дальнейшие описания исцеления старика немного разнятся в деталях. Не в этом суть. Главное — чудо свершилось. После чего в Серпухов — сначала из окрестных городов и деревень, а потом и со всей России — потянулись тысячи людей со своими молитвами. Говорят, даже некоторые местные старообрядцы, весьма критично относящиеся к «Господствующей церкви», приходили. Хотя среди последних страсть к винопитию встречается куда реже... К слову, сегодня староверов в Серпухове почти не осталось, а их величественный храм Покрова Богородицы с уникальным собранием древнерусских икон ныне является филиалом местного историко-художественного музея, находящегося в особняке купцов-старообрядцев Мараевых.

Но вернемся к иконе. Именно чудо 1878 года четырьмя десятилетиями позже побудило Ивана Шмелева написать повесть «Неупиваемая Чаша», где самой иконе посвящен хоть и небольшой, но центральный эпизод.

— Странно, что по этой повести до сих пор не сняли фильм, — замечает матушка Алексия, слегка сетуя на то, что произведение «немного хулиганское». Игуменья явно имеет в виду описание Шмелевым фривольной жизни русского дворянства XIX века. Впрочем, несмотря на это, а также то, что в своем повествовании об иконе писатель допустил несколько преднамеренных неточностей (так, описанная им Высоко-Владычняя обитель на реке Нырле совместила в себе сразу два серпуховских монастыря, что на реке Наре, — мужской Высоцкий и женский Владычний), образ «Неупиваемой Чаши» Шмелев прославил, принеся ему не только народную, но и литературную известность.

Народ же к иконе весьма активно тянулся уже в конце позапрошлого века. Именно в эти годы в Серпухове было создано Александро-Невское братство трезвости, еженедельно при большом скоплении людей перед чудотворной иконой служились молебны, завершающиеся религиозно-нравственными беседами. Многие люди перед образом «Неупиваемой Чаши» торжественно приносили обет вовсе не употреблять спиртного. Однако в конце 1920-х икона и несколько ее списков бесследно исчезли.

— Существует версия, что все они были сожжены на берегу Нары после того, как в 1929 году был закрыт городской кафедральный собор Николы Белого, — рассказывает игумен Алексий (Горлычев), благочинный уже упомянутого Высоцкого монастыря. Эта обитель двадцать лет назад стала центром возрождения почитания «Неупиваемой Чаши», именно здесь после долгого периода был написан ее новый образ, после чего сюда обильным потоком потянулись люди...

Монастырский привратник Антоний сначала показался мне человеком довольно грозным: длинная борода, волосы до пояса, весь в татуировках. Хотя «бэкграунд» — отнюдь не криминальный: «всего лишь» бывший рокер. О своем бурном прошлом рассказывать здесь особо не принято: «Шел к Владычице долго и трудно, но вот уже полтора года как здесь, тружусь во славу Божию», — тихо и вдумчиво говорит Антоний.

Паломница из Ленинградской области Наталья более разговорчива: «Уже второй раз сюда приезжаю, подаю записки о всех родных и близких, знакомых и даже знакомых знакомых. Причем сразу же в оба монастыря — и в Высоцкий, и во Владычний. Тут ведь две «Неупиваемые Чаши», одна из них больше от пьянства помогает, другая — от наркомании. А в нашем городке — и тех, и других — видимо-невидимо!»

— Не совсем так, — поясняет матушка Алексия. — Богородица, конечно же, одна, и помогает Она по молитве перед тем или иным Своим образом в самых разных просьбах. Но то, что Высоцкий монастырь «специализируется» на пьянстве, а наш на наркомании — факт. И мы верим, что Пресвятая Владычица наделила наш образ «Неупиваемой Чаши», написанный вскоре после той иконы, что сегодня находится в Высоцком монастыре, особой благодатью именно в этом деле.

Действительно, во Владычней обители с 1997 года принимают девушек и молодых женщин — наркоманок, за которых и специалисты берутся без особой надежды. Игуменья объясняет, что больному этим недугом недостаточно просто «переломаться» и уйти «в мир». В подобном случае очередное падение практически неизбежно. Нужно, чтобы человек сознательно принял другой образ жизни. И тогда, по его вере и молитвам, дается исцеление. Кто-то скажет, что это красивые слова, но во Владычнем монастыре уже несколько десятков примеров, когда молодые наркоманки окончательно избавились от своей болезни, в корне изменили жизнь, создали семьи.

Среди женщин постарше наркомания встречается реже, но, как рассказывают в Высоцком монастыре, в последнее время к иконе все чаще стали приезжать весьма респектабельные мужчины, чтобы помолиться о своих женах-алкоголичках. И это особенно пугает. Ведь если, по словам того же отца Алексия, путь начинающего регулярно выпивать взрослого мужчины от трезвого образа жизни до стадии запойного алкоголизма при отсутствии дурной наследственности составляет от 8 до 10 лет, то у женщин этот срок в разы меньше.

Но даже на самой запущенной стадии молитва у «Неупиваемой Чаши» бывает действенной. В Высоцком монастыре рассказывают, как в обитель приехал человек, практически деградировавший, потерявший дом, ночевавший на теплотрассах и питавшийся из помойных баков. В таком состоянии он попал в наркологический диспансер, где один из врачей был глубоко верующим. Доктор дал этому человеку понять, что алкоголизм практически неизлечим медицинскими способами и предложил попробовать съездить вместе с ним к иконе. Бедолага согласился, после чего остался в Высоцком монастыре еще на неделю. А через несколько лет приехал в обитель снова — полностью преобразившийся: мало того, что бросил пить, так еще и наладил свой бизнес, женился и уже воспитывает двоих детей.

— Именно преображение, казалось бы, уже окончательно падшего человека, от которого отказались не только врачи, но и родные и близкие, — главное чудо, даруемое Господом по молитвам у образа Его Пречистой Матери, — подводит итог нашей беседе игумен Алексий.

И действительно, когда видишь, как широко сегодня распространилось почитание иконы «Неупиваемая Чаша» (храмы в ее честь освящены в Санкт-Петербурге, в Южном Бутово, под Новосибирском, близ Калининграда и даже в нью-йоркском Бруклине; а, например, в тольяттинском Воскресенском монастыре местный список образа уже признан чудотворным и перед ним каждое воскресенье совершаются многолюдные молебны), то понимаешь: если существует «самая русская» беда, то есть и «самое русское» чудо.


О чем еще молятся иконе Пресвятой Богородицы «Неупиваемая Чаша»:

Помимо широко известных чудес избавления от пьянства и наркомании, образ «Неупиваемой Чаши» неоднократно помогал людям избавиться и от других страстей (в частности, блудной), примирить конфликты и даже разрешить проблемы с жильем. Так, например, «квартирный вопрос» неоднократно решался после молебнов у иконы в Серпуховском женском Владычнем монастыре. Причем, по рассказам его настоятельницы игуменьи Алексии, помощь оказывалась как в трудных случаях с продажей, так и с приобретением жилья.