700 мгновений весны

Татьяна УЛАНОВА, Сергиев Посад

04.04.2014

Страна готовится праздновать 700-летие со дня рождения русского святого — Сергия Радонежского. Предполагается, что начнутся торжества в мае на родине Преподобного — в поселке Варницы, недалеко от Ростова Великого. Продолжатся в июле в Сергиевом Посаде, где в ХIV веке великий подвижник основал Троицкую обитель. И завершатся там же в октябре, на Сергия осеннего. Монастырь и историко-художественный музей-заповедник, связанные между собой не только «местом приписки», — главные площадки празднований.

Сегодня в России около шестисот церквей, возведенных во имя святого Сергия. Третьего апреля, за месяц до дня рождения Преподобного, патриарх Кирилл освятил в Гатчине место под закладку еще одного храма — в память 700-летия Сергия Радонежского. Дав своеобразный старт торжествам. Впрочем, для многих православных они начались уже в январе 2014-го, когда икона и мощи Преподобного отправились в путешествие по России и странам Средней Азии. В апреле приложиться к святыням смогут прихожане саратовских и воронежских церквей.

В самом Сергиевом Посаде подготовка переходит в завершающую стадию. Здесь еще кипит работа — обновляется железнодорожный перрон, стучат молотки чуть ли не во всех монастырских корпусах. Времени осталось всего ничего. И, к сожалению, уже понятно, что Ризница, уникальное собрание церковного искусства, находящаяся на своем историческом месте — в крупнейшем действующем монастыре, к июльским торжествам готова не будет. Последний раз Ризничий корпус ремонтировали в 1970 году. Оборудование экспозиции, не обновлявшееся с 1974 года, морально и физически устарело. ХХI век диктует новые условия существования особо ценных объектов — это должен быть современный храмовый и музейный комплекс. Для служебных помещений надстраивается мансарда, для инфраструктуры (гардеробы, туалеты) предусмотрен цокольный этаж. При этом объемы, высотность не нарушаются, и архитектурный облик Лавры, заверяют в музее-заповеднике, в результате перестройки не пострадает. 

— Памятник настолько серьезный, что торопиться в такой ситуации не стоит, — комментирует ситуацию заместитель генерального директора по научной работе Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника Светлана Николаева. — Не случайно Дмитрий Лихачев назвал нашу коллекцию «Эрмитажем русской культуры с ХIV до ХХ века». Проводится полная реставрация Ризницы. А это здание ХVIII столетия — сложностей, прямо скажем, немало. 

— Долгие годы музей-заповедник находился (а филиал его — «Ризница Троице-Сергиевой Лавры» — и сейчас находится) в стенах монастыря. Удалось ли Вам избежать противостояния, которое испытали на себе многие культурные учреждения, расквартированные в советское время в храмах и монастырях?

— К сожалению, нет. С нас, можно сказать, все и началось. Распоряжением президента Ельцина в 1992 году всю музейную часть, кроме Ризницы, вывели за пределы Лавры. Но тогда же музею-заповеднику был присвоен статус особо ценного объекта культурного наследия.

— Поэтому гендиректором музея назначен наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры архиепископ Феогност?

— Это случилось только в 2010 году, после того как владыка уже больше десяти лет проработал в штате музея.

Так повелось с начала ХХ века. Декрет «Об обращении в музей историко-художественных ценностей Троице-Сергиевой лавры» Ленин подписал 20 апреля 1920 года, но прежде — в 1918-м — была создана Комиссия по охране памятников искусства и старины монастыря, в которую входили выдающиеся специалисты — верующие люди: Флоренский, Олсуфьев, Свирин, Александрова-Дольник. К концу 1919 года работа по первичному описанию коллекций (а это ни много ни мало 10 тысяч предметов, или, как говорят в музее, единиц хранения) была в основном закончена. Хранитель Ризницы тогда в комиссию не вошел, но был у Флоренского помощником по переписи ризничных вещей и постановке их на музейный учет. Многие монахи состояли в штате музея в качестве охранников. 

— Страшно подумать, что мы могли потерять Ризницу — в 50-е годы встал вопрос о передаче сокровищ в Оружейную палату Кремля. Наши сотрудники сделали все возможное, чтобы убедить власти оставить коллекцию в Загорске. Несмотря на политическую ситуацию и в 20–30-е годы, и в 50-е, профессионалы сумели сохранить вверенное им национальное достояние. 

— Если Ризница, где хранится самое ценное и древнее, не будет открыта к июлю, что смогут увидеть гости, паломники во время торжеств?

— 11 июля в Конном дворе откроется выставка «И свеча не угасла». Пожалуй, впервые экспозиция будет выстроена на таком хронологическом периоде — с ХV по ХХI век. И хотя мы не претендуем на то, чтобы охватить все аспекты и собрать все шедевры, отношение к Преподобному в разные периоды обозначим. Каждое время находило свои художественные средства для выражения почитания Сергия, для создания его образа. Исходя из эстетических, философских и прочих приоритетов. Будут представлены рукописи, живопись, графика, произведения народных художественных промыслов — например, Палех. Кое-что делается специально для выставки и пока существует только в эскизах. Задача грандиозная — на основе произведений ХV–ХХI веков показать актуальность образа святого.

В экспозицию войдут сокровища не только из ризничных фондов, но и из музеев Вологды, Казани, Санкт-Петербурга, Москвы, а также из частных коллекций. Однако наиболее ценные и наиболее древние предметы будут ждать открытия Ризницы. Например, золотой потир работы Ивана Фомина (1449), шитый покров — самое древнее изображение Преподобного (20-е годы ХV века), оклад на «Троицу» Андрея Рублева (XVI–XVIII вв.)...

— Предпочтительно, чтобы некоторые вещи не покидали стен Лавры. С окладом, к слову, это случилось лишь несколько раз за всю историю. В 1812-м, когда опасались захвата обители наполеоновскими войсками, его увезли в Вологду. В 1941-м он вместе с другими ценностями был спешно отправлен на баржах по Волге в Соликамск. А в 2010-м, в год России во Франции, уехал в Лувр на масштабную выставку «Святая Русь». Спустя еще год оклад показали в Третьяковке на Крымском Валу. Но это исключения. Тем не менее в июле на выставке тоже будут очень достойные произведения — иконы ХV–XVII веков, в том числе редкие житийные, монастырские рукописи, среди них — знаменитая Вкладная книга (1673), шитье ХVI–XIХ веков... 

А вот хранившиеся в музее мемориальные предметы, связанные с земной жизнью Сергия Радонежского, в том же 1992-м были переданы Лавре. Среди них: две келейные иконы Преподобного — «Богоматерь Одигитрия» и «Никола», фелонь и так называемый филофеевский крест, которым константинопольский патриарх благословил Сергия на введение общежитийного устава. Маленький такой золотой крестик с гравировкой. Сейчас он хранится в Никоновском приделе Троицкого собора монастыря. И довольно часто, когда народа в храме немного, верующих туда пускают.

Более подробно о юбилейных планах Сергиево-Посадского музея-заповедника, сокровищах и реставрации Ризницы и, конечно, о преподобном Сергии Радонежском — в ближайших номерах «Культуры».