Алексий Московский против провокаторов

Константин МАЦАН

24.02.2013

Почему Церковь поддерживает правителей? Отчего не поднимает людей на борьбу? По этим вопросам сегодня ломаются копья — вплоть до предложений «ликвидировать РПЦ». Но не стоит слушать провокаторов там, где свои ответы еще в XIV веке предложил святитель Алексий Московский, глава Русской православной церкви с 1354 по 1378 год.

Митрополит Алексий был сыном влиятельного боярина при дворе великого московского князя, получил блестящее образование. Но в двадцать лет решил, что по стопам отца не пойдет, и принял монашеский постриг. Хотя Богоявленский монастырь, в братию которого вступил будущий святитель, находился здесь же, в Москве, жизнь в обители вели строгую и аскетичную.

Помните, в бестселлере последних лет — книге архимандрита Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые...» — красочно описано, как выпускники престижных московских вузов, приехав в монастырь, получали далеко не интеллектуальные послушания — например, чистить коровники и отхожие места? Похожую школу смирения, надо полагать, прошел в своем монастыре и святитель Алексий. Длилось это двадцать лет. Потом ревностному и образованному монаху поручили заведовать ведением судебных дел Церкви — стареющему митрополиту Феогносту понадобился надежный и честный помощник в таком деликатном деле. Вскоре будущего святителя возводят в сан епископа, а еще через некоторое время константинопольский патриарх Филофей утверждает епископа Алексия митрополитом Московским, главой Русской Церкви.

Он был собирателем страны — и этим, вероятно, вошел в историю. Митрополит Алексий стал фактически наставником маленького московского князя Дмитрия (будущего Донского). И его защитником. А защищать было от кого. Продолжалось время распрей между русскими князьями. Да, Москва уже начала возвышаться, но положение московского князя было пока еще более чем шатким, а задача убедить других князей объединиться, признав над собой власть Москвы, — более чем трудной. Но святитель понимал, что сделать это необходимо. По причине военно-политической: только общими скоординированными усилиями можно покончить с татаро-монгольским игом. Но была и причина духовная: единство православного народа. В этом смысле деяния святителя Алексия — пример подлинно христианского понимания того, что такое общество. Это общие ценности и общая ответственность за будущее, братство — то, что на самом деле называется солидарностью. Поэтому Церковь — как в XIV веке, так и сегодня — стремится создавать условия для объединения народа. Или же хотя бы не провоцировать разобщенность. Поэтому она не занимает ни ту, ни другую сторону в политической борьбе. Она — примиряет.

Это осознавал святитель Алексий. Он пытался примирить между собой русских князей — при его участии заключались договоры. Его духовный авторитет придавал значимости и самому московскому князю. И в этом — интересный пример отношения Церкви к власти. Наличие единого правителя — по определению важное (хотя и не исключительное) условие единства народа. Поэтому Церковь поддерживает ту или иную власть не за конкретные политические качества. Церковь, по большому счету, может поддержать почти любого правителя (за исключением откровенно богоборческого или человеконенавистнического) просто как «технического руководителя», гаранта мира и согласия. Как того, чье присутствие минимизирует вероятность гражданской войны.

Усилия митрополита Алексия не прошли даром. К концу XIV века большинство русских княжеств сплотились вокруг Москвы. Благодаря этому в 1380 году стала возможна победа в Куликовской битве. Неслучайно святителя Алексия называют отцом этой битвы: ведь именно он воспитал князя Дмитрия Донского.

Любопытная вещь: святитель Алексий Московский является небесным покровителем патриарха Московского и всея Руси Алексия II. И если первого можно назвать собирателем страны, то второго — собирателем Церкви. Когда в 1991 году рухнул Советский Союз, распасться на несколько мелких Церквей могла и Русская Церковь — на Украинскую, Белорусскую, Казахстанскую, Финскую, Прибалтийскую, какую-нибудь еще… Как выяснилось, определенные силы мечтают о таком развитии событий и сегодня. Но усилиями патриарха Алексия II Русская православная церковь осталась единственным общественным институтом на всем пространстве СНГ, который сохранил целостность. Потому что Церковь — как при святителе Алексии Московском, так и при патриархе Алексии II — всегда за единство народа, за подлинную солидарность людей. Не против суверенитета государств, не против политических границ. Но — за самое глубокое и прочное духовное братство. То самое, которое «поверх барьеров».