Мы верим — чудо будет

Екатерина САЖНЕВА

25.05.2017

Льется людское море, с ночи полны им Пречистенка и Остоженка, от самого Парка культуры до Храма Христа Спасителя. Люди пришли с переносными стульчиками, молитвословами и бутербродами. Мощи Николая Чудотворца, впервые за почти тысячу лет покинувшие папскую базилику в итальянском Бари и доставленные в Москву, Россия встретила многочасовым ожиданием. 

Верующие идут к самому почитаемому в народе святому и готовы дневать и ночевать, чтобы хоть краем глаза взглянуть на заветный ковчег. Обозреватель «Культуры», одна из первых приложившаяся к святыне, выяснила, о чем же мечтают сегодня россияне, и какая сила привела их к Святителю зябкой весной 2017 года.

Внуково-3. 21 мая. Воскресенье. На въезде тормозят даже лимузины, обычно не привыкшие к подобному обращению, в помощь к одному шлагбауму поставлены еще два, полиция едва успевает досматривать прибывающих, на ранги и звания внимания не обращают — пускают по спискам. Люди встречают чудо.  

Маленькая и большая вера

Ждут частный спецборт из Италии с ковчегом весом в сорок килограммов, изготовленным в Софрино, в нем — святые мощи Николая Чудотворца. Точнее, его левое ребро, извлеченное профессиональными медиками для долгого путешествия. Реликвию сопровождал глава отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион.

Немногословные мужчины в ладно скроенных пиджаках, как с картинки — девушки в правильных платочках из последней коллекции Burberry, что заказывают в баре аэропорта эспрессо по 410 рублей за чашечку, наконец, старушки, пойманные в объектив многочисленных камер, — их просветленные лица замечательно смотрятся по телевизору. 

Но у всех, пришедших сегодня во Внуково, совершенно одинаковый взгляд — как у ребенка в канун Рождества.

«Сын в аэропорту работает, он и помог сюда попасть, — смиренно сидит в своем уголке 67-летняя Татьяна Федоровна. — Я бы отстояла очередь в Храм Христа Спасителя, но не могу, поскольку онкобольная, хвораю давно и тяжело. Если честно, уже и не надеюсь встать на ноги. И это такое счастье, что мне все же удастся прикоснуться к святыне, что нет слов, нет слов», — пожилая женщина не может сдержать слез.   

30-летняя Людмила — журналистка, моя подруга. Немного смущаясь, она признается в том, что мечтает о замужестве. «Я хотела добраться до Бари, чтобы приложиться к мощам чудотворца. Известно же, что он все желания исполняет, даже самые трудные. Как-то поехала отдыхать по турпутевке в Черногорию, оттуда в Италию ходят специальные паромы, увы, не сложилось по времени. Было обидно, но если я тогда не попала к Святому Николаю, то тут он сам ко мне пришел — и это тоже, считаю, настоящее чудо».

Те, кому повезло меньше, все равно толпятся у ворот Внуково-3. «Мы — прихожане близлежащего храма Святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, — идет на контакт мужчина, в руках у него — привет высоким технологиям — смартфон с включенной прямой трансляцией встречи мощей. — Батюшка наш по секрету сказал, во сколько нужно подъехать, и вот мы здесь — хотя бы краешком глаза ту машину увидеть, на которой Чудотворца мимо повезут. Вот и все наше желание».

Чтобы попасть в зал ожидания, посетители, как обычно, проходят сквозь рамку металлоискателя, но штатный ритуал с досмотром сумок требуется немногим: у пришедших нет с собой ничего, кроме икон. Хлопнула дверь, ведущая от летного поля. Запахло ладаном. Зашуршали праздничные облачения священников. «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас», — подхватили женские голоса.

Ковчег с мощами похож на огромную запертую книгу. Еще никем не прочитанную. Ребро Святителя внутри. Его не видно. Целую холодное стекло.

Настоящие Николаи

Хотя Николая Чудотворца, известного больше как доброго рождественского Санта-Клауса, почитают и на Западе , вокруг его мощей за все время их пребывания в Бари — с 1087 года, когда они были перемещены из византийского города Миры Ликийские, — не случалось подобного ажиотажа. Зато он ожидается у нас — с 22 мая по 28 июля, пока реликвия будет в Москве и Санкт-Петербурге. 

«В принципе, любой католический орден может заплатить от 30 до 50 евро, чтобы получить небольшой ковчег, в который вложены частицы этого святого. К тому же нужно учесть, что это стоимость ковчега, а не самих мощей, они для всех бесплатны», — объясняет мне историк Александр, специально приехавший в Храм Христа Спасителя на сутки, как он говорит, с познавательной целью. 

«А мы тоже надеемся одним днем обернуться, хотя кто его знает», — уверяют похожие друг на друга женщины в длинных юбках. 

Кстати, в некоторых наших церквях частицы мощей Николая Чудотворца, те самые, из Бари, лишь размером поменьше, хранятся давно. Например, есть они в Даниловом монастыре. Также как частицы пояса Пресвятой Богородицы, — рекорд «стояния» к этой реликвии не побит до сих пор, — есть в Казанском соборе Петербурга, Серпухове, Обыденском храме Пророка Илии в Москве.

Но нужна не часть, люди хотят иного. Общности. Соборности. А еще ощущения дружеского плеча и дыхания за спиной. «Мы когда-то отстояли всю ночь к поясу Богородицы, — оптимистично признаются девушки лет 25, ныне пришедшие к Николаю Чудотворцу. — Было холодно — купили гелевые подушечки, которые положили в сапоги и в варежки, они теплые, хорошо грели. Так что не очень замерзли. Но, если честно, то не столько за чудом пришли — просто потусоваться всем вместе, хотя, конечно, хочется и здоровья, и любви, и денег побольше». 

«Мощи-то Николы в Москве есть, но они неправильно мироточат. А те, что привезли, правильно, значит, они и есть самые настоящие», — со знанием дела поясняет мне бодрая пенсионерка, которая шла к Храму Христа Спасителя с восьми утра. Со стороны «Парка культуры», потому что выход из вестибюля «Кропоткинской» был закрыт по соображениям безопасности. Бабушка поздравляет меня, неразумную, с «вешним Николой». «Недаром его сюда именно теперь доставили для всех людей, его это день», — радуется она.

«Я ходил когда-то в Японию на торговом судне, — рассказывает бывший морской волк Андрей. — Николай Чудотворец — один из главных покровителей русских моряков. И вот там я узнал, что у них тоже его почитают, и с этим связана совершенно невероятная история. Накануне Русско-японской войны наши дипломаты выпросили у самураев разрешение привезти из России своего батюшку. Звали его как раз отец Николай. Он основал там православную церковь и даже был канонизирован. Когда началась война, в эту церковь приходили и местные жители, которых священник крестил. Николай Японский не выгонял никого, и лишь тихонечко выходил из храма, когда японцы молились за своих солдат».    

В руках у москвички Татьяны Ивановны Куликовой, все свои без малого 72 года прожившей в Хамовниках, портрет ее дяди Коли, Николая Грачева, оставшийся с «Бессмертного полка». «Он погиб в июле 43-го при освобождении Украины, и было ему 20 лет, — говорит женщина. — Я верю, что Святитель Николай пророс в России такими вот настоящими Николаями, героями, не вернувшимися с прошлой войны. Я смотрю на старом снимке в глаза дяди, которого ни разу не видела, а они такие же точно, как на иконе, что у меня на стене висит».

Звуки вечности

Пришли к мощам и паломники из Донецка, Луганска и даже Киева, где политики пытаются расколоть православную церковь надвое; и те, кто молится за мир, что обязательно наступит однажды на Ближнем Востоке (христиане Сирии почитают святого Николая); и обычные москвичи с простыми и понятными чаяниями. Этих людей много, их тысячи, кто-то уже стоит в очереди, а кто-то придет через неделю, пусть и не каждого разглядишь в пестрой толпе страждущих, не у каждого спросишь, зачем он здесь...

Но плывет над станцией метро «Кропоткинская» колокольный звон, над бывшими коммуналками и «Золотой милей», перекопанными для ремонта коммуникаций дорогами, над женщинами, мужчинами, стариками, детьми... И есть в этих звуках что-то настоящее, вечное. 

Язвительные пользователи Сети спешат упомянуть, что очередь стоит «за чудом», но если посмотреть на паломников не через экран мониторов, а лично, чуть поверх собственного снобизма, то предлог понадобится иной. Самые разные люди — богатые и бедные, молодые и старые, умные и не очень, одиночки и те, кто любит чувствовать чье-то плечо, — пришли к чему-то, что выше их самих и в рамки, как ни старайся, не укладывается. К чуду.


Александр ВОЛКОВ, руководитель пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси:

— Атмосфера взаимного доверия между церквами сложилась после исторической встречи в Гаване нашего патриарха и папы римского (в феврале 2016-го. — «Культура»), благодаря чему и стало возможно принесение части мощей в пределы Русской православной церкви. То, что нас объединяет, — это святые древней, общей церкви, и одним из первых среди них является Николай Чудотворец. В нашем народе он почитается особо и очень любим. К пустому колодцу, как известно, не ходят, значит, святой действительно помогает. 

Мы не предполагаем никаких специальных, отдельных пропусков ни для представителей епархий, других поместных церквей, ни для инославных, ни для кого. Смысл в том, чтобы человек совершил хотя бы краткое паломничество к святыне, потратил какое-то время, приложил физические усилия. В противном случае в этом поклонении не будет никакого смысла.


Константин БЛАЖЕНОВ, заместитель руководителя департамента национальной политики и межрегиональных связей Москвы:

— Власти столицы ожидают большие очереди паломников, желающих поклониться мощам Николая Чудотворца, для верующих будет организовано по доступным ценам питание по маршруту доступа к святыне, 11 точек отдыха. Для обогрева также имеются «шлюзы» с автобусами. Установлены биотуалеты.

Советуем взять с собой запас воды в пластиковой бутылке по 0,5 литра; одеваться по погоде; находиться в головном уборе; при наличии медицинских показаний — захватить лекарственные препараты.


Фото на анонсе: patriarchia.ru