12.01.2017
культура: Чем знаменателен для Русской православной церкви 2017-й?
Кипшидзе: Он отмечен столетием начала гонений. Уже 31 октября (по старому стилю) 1917-го в Царском Селе священномученик Иоанн Кочуров принял смерть от богоборцев. Для нас это повод молитвенно помянуть трагические события. Важно также извлечь уроки из периода русской смуты начала ХХ века. Главный из них — осознать всю драматичность братоубийственных разделений для государства, народа и каждой семьи. Теме гонений будет посвящен целый ряд мероприятий, носящих как общецерковный, так и региональный характер в различных епархиях. Вторая памятная дата года — 100-летие проведения Поместного собора, который возобновил патриаршество в Русской церкви.
культура: Традиционно год откроют Международные Рождественские чтения. Чему они будут посвящены?
Кипшидзе: Нынешние чтения — 25-е, юбилейные. Называются они «1917–2017: уроки столетия». На мой взгляд, уроки этого века необходимо усвоить — не с позиций установления, кто прав, кто виноват, а с позиций того, что наша общая история — непрерывна, и она включает разные периоды: царскую Россию, Советский Союз, нынешнюю государственность. Мы все обязаны примириться со своей историей, устремив взгляд в будущее, в котором не должно быть места разделениям среди соотечественников. И сообща думать о том, как устроить наше общество на началах любви, добра и справедливости.
культура: У Церкви существует модель, которую можно предложить России?
Кипшидзе: Главное, что есть у Церкви, это христианское послание. Если человек принимает Христа, то меняется не только его будущее, но и будущее многих людей вокруг него, отношения в обществе, государстве, семье. Кроме как предложить следовать за Христом, Церковь ничего не может и не должна предлагать государству. Мы убеждены, что перемены к лучшему в жизни России начинаются в сердце человека. К сердцу мы и обращаемся.
культура: Какие тенденции в отношениях РПЦ с государством Вы можете отметить?
Кипшидзе: Святейший патриарх недавно сказал, что за последние годы удалось построить опорную конструкцию сотрудничества государства и Церкви. Это означает, что взаимодействие этих институтов продолжает совершенствоваться. Оно уже и сейчас приносит плоды. Главное — это способность видеть друг в друге соработника в деле служения общему благу, взаимодействуя во многих сферах. Например, государство понимает, что оно должно создать условия для участия Церкви в обеспечении духовных нужд людей, прежде всего тех, кто находится в больницах, местах лишения свободы, служит в армии.
Формирование идентичности молодого поколения — также предмет взаимодействия. Полагаю, что полноценно образованный гражданин не может не иметь представления о православии как основе российской идентичности, каких бы религиозных убеждений он ни придерживался.
культура: А как складываются отношения Церкви и деятелей искусства?
Кипшидзе: Уже не первый год существует Патриарший совет по культуре, который стал площадкой диалога культурного сообщества и Церкви. Этот диалог строится на четком и ясном понимании того, что православное духовное наследие неотделимо от отечественной культуры и является залогом ее развития. Оно вдохновляло и вдохновляет многих творческих людей на создание подлинных произведений искусства. Церковь за свободу художника, против цензуры. Но при этом напоминает, что вседозволенность в сфере культуры превращает ее в антикультуру. И представители РПЦ об этом открыто и честно говорят. Нельзя называть культурой то, что под лозунгом свободы творчества разрушает представление о достоинстве человека, нравственных ценностях, любви и дружбе.
культура: Некоторые проекты вызывают конфликт верующих с мастерами культуры. Например, фильм «Матильда»...
Кипшидзе: У Церкви есть только один враг, нападения которого она с помощью Божией тысячелетиями отражала. Это враг не только Церкви, но и всех людей — дьявол. Кто считает себя врагом Церкви — на самом деле является врагом самому себе.
Вызовы, связанные с демонстрацией тех или иных произведений искусства, должны быть предметом широкого общественного диалога, а не навешиванием ярлыков по принципу «свой — чужой». Церковь с уважением относится к творческой свободе, но в то же время призывает деятелей культуры к уважению чувств верующих. Думаю, это по определению не может рассматриваться как угроза для личной свободы.
Как сказал епископ Егорьевский Тихон, Церковь не будет добиваться запрета фильма «Матильда». Но она понимает граждан, которые обеспокоены тем, что в данной ленте демонстрируется сюжет, отличающийся от истории отношений наследника российского престола Николая Александровича и балерины Матильды Кшесинской. Учитывая канонизацию царственных страстотерпцев, можно объяснить, почему картина неоднозначно воспринимается многими верующими.
культура: Какие культурные проекты поддерживает РПЦ?
Кипшидзе: Самые разные. По благословению патриарха Кирилла проходят кинофестивали православного кино «Радонеж» и «Лучезарный ангел». Уже шесть лет существует Патриаршая литературная премия. В 2016-м создано Общество русской словесности. Если говорить о ближайших планах — 14 января будет исполнена Рождественская оратория митрополита Илариона. Это, на мой взгляд, большое культурное явление, имеющее значение не только для православных людей.
культура: Прошедший год был отмечен многими яркими событиями: встреча в Гаване патриарха Кирилла с папой римским, визиты предстоятеля РПЦ в Антарктиду и на Афон, а также в Великобританию. Какие новые знаковые поездки планируются?
Кипшидзе: Святейший каждый год посещает свою паству как в различных регионах России, так и за пределами нашей страны. Это составляет очень важную часть патриаршего служения. На всем пространстве канонической ответственности РПЦ верующие люди с воодушевлением и любовью ожидают прибытия предстоятеля, чтобы разделить с ним радость общей молитвы. Визиты анонсируются, когда для этого наступает подходящее время.
культура: Какие успешные миссионерские проекты Вы можете отметить?
Кипшидзе: Будущее церковной миссии лежит в социальных сетях, где большинство молодежи проводит почти все свободное время. Существуют страницы патриарха Кирилла «ВКонтакте» и «Фейсбуке». На них публикуются цитаты Его Святейшества, к обсуждению приглашаются все подписчики. Этот формат позволяет получать представление о патриаршем слове, об актуальных вопросах церковной жизни, участвовать в дискуссии, задавать вопросы и получать ответы. Соцсети как самое перспективное направление требуют не только усилий церковных служащих, но и вовлеченности каждого верующего человека.