16.03.2016
Литература у нас начинается со «Слова о законе и благодати» митрополита Илариона, где провозглашалось, что крещенная Владимиром и просвещенная Ярославом Мудрым Русь — новый народ Божий, призванный для хранения и украшения христианства. А без усилий и подвижничества церкви ни России, ни нашей нации сегодня просто бы не существовало. Поэтому Предстоятель РПЦ имеет завещанное столетиями право учить и формулировать.
Еще более знаменателен тот факт, что идеология, которую ясно и недвусмысленно провозглашает патриарх, — созидательный, творческий, исполненный любви и заботы патриотический русский национализм. «Развитое самосознание и единство русского народа, — говорит он, — это незыблемое основание целостности России и единства нашей цивилизации». И подчеркивает: «…мы никогда не согласимся с теми, кто хочет видеть «Россию без русских», лишенную национального и религиозного лица».
Разумеется, патриарх пишет о многонациональности страны, о полиэтничности нашей цивилизации, о равном достоинстве и уважении всех народов, однако он призывает понять: без русских не будет России. И потому, что эта нация — главная творящая Россию, ее цивилизацию и культуру сила, и потому, что она основная скрепа, соединяющая государство в единое и мирное целое. «При всей открытости нашей культуры, при всей разумной готовности принять в наши ряды человека любого происхождения, нам следует помнить, что без существования русского народа и без Православия наша отечественная культура не могла бы появиться».
Чрезвычайно жестко и выразительно Святейший призывает власти осознать: «…судьба русского народа, его благополучие, его целостность, зрелость его самосознания должны быть признаны ключевыми факторами в сохранении духовного и политического единства России. Пренебрегать этим сегодня — значит разрушать государство… Русский народ является не только полноправным, но и важнейшим субъектом национальных отношений в России, и его национальные интересы должны не игнорироваться, а с максимальным вниманием учитываться».
Это не просто констатация факта, но полемические высказывания, поскольку и сам патриарх — отважный, не избегающий острых углов боец. Он решительно обрушивается на проводившуюся в 90-е годы политику дерусификации, отрыжка которой ощущается и по сей день. «Не должно быть возврата к временам «когда группой ученых и политиков постулировалось искусственное противопоставление «русского» и «российского». В то время чиновники получали неафишируемые указания не использовать в публичных выступлениях и официальныъх документах слово «русский» якобы ослабляющее единство нации».
Идея заживо сварить народы России в мифическом «плавильном котле» абсурдна. Подобное не получилось ни в надутой мигрантами Америке, ни в толерантной Европе. Единственный способ достичь межнационального мира у нас — это уважать особенности всех живущих бок о бок народов, начиная с русского. Святейший уверен: «…гармонизация межнациональных отношений возможна не на пути отказа от национальных чувств или подавления национального сознания, а на пути осознания принадлежности наших народов к общей, созданной совместным трудом цивилизации». Русская цивилизация, Русский мир, а не «плавильный котел» — таков, по словам Предстоятеля РПЦ, путь к процветанию нашей Отчизны и населяющих ее людей.
Напротив, если забыть о правах, достоинстве и самоуважении русского народа, то мы окажемся на краю пропасти, как это было осенью 2013-го.
Тогда «столкновения, которые произошли в московском микрорайоне Бирюлево, показали: глухота власть имущих к требованиям народа, нежелание искать совместные решения проблем чрезмерной миграции и связанного с ней криминала, а также подчас вызывающего поведения приезжих выводят ситуацию на критическую черту. Если позиция русского большинства и дальше будет игнорироваться, в выигрыше останутся только разрушители России».
Не менее резок патриарх Кирилл и в отношении тех, кто пытается разобрать русское большинство, распилить его на части, уничтожить неудобное для манипуляторов единство. Он смело осуждает псевдоученых и политиков, выдумывающих национальности «казак», «помор», «сибиряк» и утверждающих, будто «русский народ трудно представить как некий гомогенный субъект» и что «для русских региональная специфика перекрывает специфику этническую».
Этой направленной на раскол единства нации лжи Святейший противопоставляет ясное утверждение: «По мировым масштабам русские — исключительно цельная, единая нация. По степени религиозного и языкового единства регионов, по близости культурных матриц русские не имеют аналогов среди крупных наций планеты».
Патриарх постоянно говорит о единстве народа: и в пространстве, выступая против раздробления его на новоиспеченные «украины», и во времени, призывая закончить «гражданскую войну воспоминаний». Он высказывается против принятия одного из исторических периодов России — средневекового, имперского, советского — как эталона и «золотого века», унижающего прочие эпохи. У каждого периода нам необходимо взять сильнейшую идею. От Святой Руси — веру, от империи — державность, от революции — стремление к справедливости, от советской эпохи — солидарность людей, а от нынешнего времени — требование уважения гражданского и человеческого достоинства. Только соединив все это вместе, мы получим цельную философию русского исторического пути и русской цивилизации.
После выхода столь замечательной и нужной книги в адрес патриарха уже раздалось шипение ненавистников всего русского, подкрепляемое лицемерными фразами, мол, «во Христе нет ни эллина, ни иудея». Либералам на заметку: этими словами апостол Павел говорил вовсе не про церковь, отрицающую национальности, а о том, что нет необходимости принимать иудейский закон и обрезание, дабы стать христианином.
Иные спросят: отчего Предстоятель РПЦ уделяет особое внимание лишь одному русскому народу? Есть веская причина. Именно русские являются сегодня в мире главной опорой православия — и численно, будучи крупнейшим православным народом в истории, и по своей этнической и культурной традиции, где вера Христова, преподанная в учении и обрядах православной церкви, передается целое тысячелетие. Именно мы взяли на себя историческую миссию хранения православия, пронесли его и через годы жестоких гонений воинствующих безбожников, и сквозь нынешнюю разноцветную тьму постмодернизма и «толерантности». Мы видим, как фанатики уничтожают христиан на Ближнем Востоке, как либерализм Евросоюза бьет по основам православной жизни в Греции, Болгарии и Румынии. Как трещит, однако держится пока братская Сербия…
Если русский народ и российское государство исчезнут или растворятся, это будет означать превращение православия в ничтожную историческую величину — и тогда путь для человека к Богу станет тоньше волосинки. Наш народ без православия потеряет и душу, и лицо. Православие же без него сожмется до размеров секты. Именно поэтому предельно ясно, что, заботясь о нашем единстве и развитии, патриарх Кирилл исполняет долг не только пастыря, но также патриота и государственника.