Патриарх Пимен плакал вместе с Мишкой

Андрей САМОХИН

16.07.2015

Согласно правилам Международного олимпийского комитета, «религиозные потребности» спортсменов и гостей соревнований должны обеспечиваться без всяких ущемлений, в полной мере. «Культура» связалась с теми, кто принимал участие в организации этого важного процесса в Москве 35 лет назад. 


Валерий АЛЕКСЕЕВ, президент Международного общественного фонда единства православных народов: 

— Перед Олимпиадой-80 меня от ЦК ВЛКСМ включили в специальную группу, которая занималась подготовкой религиозных аспектов. Дело было для нас новое, опасались провокаций на фоне обострившейся мировой обстановки. Тем более что западные центры и прежде всего ЦРУ, следуя «доктрине Картера», в конце 70-х заострили внимание на нарушении религиозных прав в СССР, сделав ставку на таких церковных диссидентов, как Глеб Якунин, Дмитрий Дудко, Зоя Крахмальникова и Лев Регельсон. Некоторые из них незадолго до того были «профилактированы», то бишь ограничены в передвижениях.

Кроме того, нам в затылок дышала подготовка Запада к бойкоту Олимпиады-80 — не только из-за Афганистана, но и в связи с так называемыми «узниками совести». Поэтому кроме выполнения международных требований по «свободе отправления культов» стояла задача дать достойный ответ на «антисоветские инсинуации по ущемлению прав верующих».

Были проработаны религиозные маршруты по Москве. В патриархии сделали двуязычные указатели и путеводители к действующим храмам. Также были обеспечены «маршрутизаторы» к хоральной синагоге на улице Архипова, разумеется, к Соборной мечети на Олимпийском проспекте. Кстати, во время строительства спорткомплекса ее вообще собирались снести, спасло заступничество послов арабских стран. Непосредственно в Олимпийской деревне в июле поселились буддийские ламы, доставленные из Иволгинского дацана. Дежурили даже баптистские пасторы.  

Спортсменам, правда, особо некогда было ходить не только по религиозным экскурсиям, но и в молельную комнату. Так что вся эта орг-сфера носила, скорее, формальный характер. По московским же православным храмам ездили в основном наши журналисты и некоторые их зарубежные коллеги. Последние пытались иногда устраивать мелкие провокации, разбрасывая в церквях антисоветские брошюры. Разумеется, все их шаги отслеживались, и резонанса эти акции не возымели. 


Протоиерей Николай СОКОЛОВ, настоятель храма Святителя Николая в Толмачах, духовник олимпийской сборной команды РФ:

— Работая референтом Святейшего патриарха Пимена, я непосредственно участвовал в организации «православной молитвенной точки», согласно уставу МОК, в одном из зданий Олимпийской деревни. 2 июля 1980 года была освящена часовня в честь Владимирской иконы Божией Матери. Там среди других икон находился один из списков святыни. Совсем непросто было выбрать для нее место и собрать необходимую утварь. Молиться в часовне могли не только православные, но и христиане других конфессий. При мне однажды приходили протестанты. Исполнили песнопение под аккомпанемент электрооргана, который купил я лично. Знаю, некоторые западные спортсмены между соревнованиями молились именно там.

На церемонии закрытия Игр я также был в составе группы от патриархии. В нее входили тогдашний Святейший патриарх Пимен, будущий патриарх Алексий II, митрополит Питирим. Святейший внимательно смотрел в бинокль на трогательное представление с улетающим Мишкой. И, хотя был обычно весьма суров и скуп на похвалы, сказал с повлажневшими глазами: «Достойное зрелище, достойное!»