Святая Русь и Великая Россия

20.09.2014

В последней четверти XX столетия, на развилке эпох, россияне сами придумали о себе шутку как о «стране с непредсказуемым прошлым». Разумеется, в том, что со сменами политических режимов и экономических систем отечественная история всякий раз «корректируется», купируется, по-новому интерпретируется, а то и вовсе радикально пересматривается, ничего хорошего нет. С подобной чехардой пора покончить. Именно к этому призывали в разные времена самые выдающиеся наши соотечественники (вспомним хотя бы высказывания Пушкина о родной истории), а сейчас призывают просвещенные консерваторы, патриоты России.

Продолжаем публиковать фрагменты «Манифеста просвещенного консерватизма. ПРАВО и ПРАВДА» (2010).


Путь Империи


Киев — начало «Святой Руси». Князь Владимир крестил русских людей в православную Христову веру. 

«Святая Русь» расцвела во Владимире попечением и подвигами великого князя Андрея Боголюбского и, окрепнув в череде столетий, стала сердцем Московского Царства. В ту пору вера органично входила в быт, а быт в веру. Государственная идеология была неотделима от православного миросозерцания, от симфонии Царства и Священства. Вся жизнь в Церкви — вот аксиома Москвы, исторический корень того мироощущения, которое принято называть церковно-консервативным.

Петровские реформы выводят гражданскую и государственную жизнь России за церковную ограду. «Великая Россия» знаменовала собой Россию Имперскую. Миру был явлен Петербург, девизом которого станут слова наказа Екатерининского: «Россия есть государство европейское». На место Патриарха заступил Синод. Симфония властей преобразилась. Вся жизнь в государстве — вот аксиома Петербурга, исток того российского миросозерцания, которое принято называть государственно-консервативным.

Российская Империя повторяла путь Империи Византийской. Волей императоров все больше становилась она «Великой Россией» и все меньше оставалось в ней «Святой Руси». Указами самодержцев вершились «государственные преобразования», проводились политические, экономические и судебные реформы, способствовавшие «гражданскому освобождению».

В начале XX века революционная общественность подняла на щит лозунг «Вся жизнь в гражданском обществе» и вывела людей на улицы Петрограда. Это стало началом мировоззрения, которое принято называть либерально-демократическим.

В 1914 году, защищая православную Сербию, Россия вступила в Первую мировую, закончившуюся для нее чередой революций, сокрушивших многовековую монархию.

Пережив Гражданскую войну и эмиграцию, императорская Россия превратилась в Советский Союз — «Великую Россию без Святой Руси». Вся жизнь в партии — вот аксиома советской России и основа той идеологии, которую принято называть коммунистической.

С середины 1920-х годов страна стала работать и жить «на пределе возможностей». Жизнь превратилась в борьбу за существование. Советские люди постоянно ощущали себя окруженными внутренними и внешними врагами. Основанный на страхе политический режим сопровождался массовым энтузиазмом и личной жертвенностью. Были пройдены тяготы коллективизации и индустриализации. Пережиты ужасы и боль ГУЛАГа. Ликвидированы безграмотность, бандитизм, беспризорничество. Побеждены нищета, болезни и голод. Был совершен народный подвиг победы в Великой войне, после которой наша страна, в очередной раз рывком преодолев экономическую разруху, первой освоила космос.

Однако, в конце 1960-х годов достигнув максимума от того, чего можно было достичь при советской форме государственного устройства и социалистическом режиме, «советский народ», на плечи которого выпали неимоверные тяготы мобилизационной работы, — надорвался. Пафос коммунистической идеологии и потенциал советской государственности были исчерпаны. Большевистский эксперимент вступил в завершающую фазу. На теневых прилавках «административного рынка» начался демонтаж централизованной системы советского государства и права, сопровождавшийся разложением партийной элиты, деградацией социалистической общественности и распадом системы ценностей советского человека.

В середине 1980-х годов началась перестройка, а в 1991 году Советского Союза не стало. Последний акт был разыгран быстро и стремительно, так же как и в 1917 году. Казавшаяся незыблемой власть рухнула в три августовских дня…

В то время мы не отдавали себе отчета в том, что принимаем участие в событиях, имеющих всемирное значение. В событиях, в результате которых будет осуществлено не только переустройство отдельно взятой страны — Советского Союза, но будет совершен политический и экономический передел мира.

Это была геополитическая революция.

В итоге мы вступили в XXI век, проживая уже не в «Святой Руси» и не в «Великой России», а на территории Российской Федерации. У нас новые государственные границы: на Кавказе — как в начале XIX века, со Средней Азией — как в середине XIX века, и, что намного драматичнее для нас, с Западом — как в 1600 году, то есть после царствования Ивана Грозного. От Советского Союза мы, граждане Российской Федерации, унаследовали 75% территории и 51% населения. Более 20 миллионов наших соотечественников оказались за границами России и, в сущности, стали эмигрантами.

Такова цена, заплаченная русским народом за обретенную в конце XX века государственную независимость и личную свободу.


ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Юрий Поляков, писатель, главный редактор «Литературной газеты»:

Историю можно в какой-то мере сравнить с символом веры. В одной и той же истории нетрудно найти то, что возвышает, вдохновляет, зовет на большие свершения, и то, что возмущает, отталкивает. И все это можно сказать абсолютно про любую историю — американскую, британскую, французскую и т. д. Каждую из них можно описать и трактовать таким образом, что захочется с данной страной покончить раз и навсегда.

Полагаю, что любой нормальный человек должен свою историю, прежде всего, любить. И понимать, что весь ее ход привел в конечном итоге к тому, что живет он именно здесь и сейчас.

Нужно добиваться того, чтобы она была написана с точки зрения интересов России. Это парадоксально, но некоторые вехи, этапы в наших учебниках представлены так, словно при их составлении учитывались в первую очередь интересы других, мягко говоря, не вполне дружественных нам государств. Приведу такой пример. К Октябрьской революции сейчас отношение, во всяком случае со стороны истеблишмента, по преимуществу отрицательное. Все, что с ней связано, подвергается резкой критике, то есть советская точка зрения на это событие радикально пересмотрена. И в то же время трактовка деятельности антиреволюционных, охранительных сил — идеологов и носителей русского консерватизма XIX века, патриотических движений начала XX столетия, крупных национальных публицистов и общественных деятелей того времени — дается такая, будто советские времена никуда не делись.

Наша основная задача заключается в том, чтобы отечественная история — военная, политическая и прочая (и в том числе, разумеется, история культуры) — работала на воспитание гражданина, ответственного за судьбу своей страны и понимающего, что Россия — это сверхценность.

На этом фоне, к примеру, нынешний «заблаговременный» предъюбилейный ажиотаж в связи с приближающимся столетием А.И. Солженицына, на мой взгляд, выглядит в какой-то мере неуместным. Не стану обсуждать литературно-художественные достоинства его творений, однако вынужден заметить: Солженицын не просто уехал в свое время из Советского Союза (а СССР, хотим мы того или нет, по сути одна из политических версий исторической России), но фактически призывал американцев начать против него войну. Никто не предлагает вычеркнуть Солженицына из списка выдающихся соотечественников, но и культовую фигуру из него лепить явно не следует. Чтобы деятели культуры молодого поколения не делали для себя заведомо порочных выводов. В противном случае власть всегда будет видеть перед собой потенциал для очередного «болота».

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий

Комментарии (14)

  • alt

    Юрий Кузнецов 27.09.2014 11:53:22

    Подобное воюет с подобным.
    Солженицын не увидел, что большевистский фашизм возник не сам по себе, а был логичным продолжением всей имперской истории России, начиная с Орды. То, что в 1917 выступила новая риторика, новая пропагандистская демагогия - это всё формы, а содержание (система отношений) восстанавливалось старое, имперское, в еще более злостной форме - и рабство, и колонии, и "вертикаль", и террор. Какое принципиальное отличие, скажем, чекистов от баскаков, от опричников? Это была не революция, не качественный скачок в новое, а реванш старого, реставрация под видом новых форм, фашистский переворот. Отличие российского фашизма от, скажем, германского аналога чисто формальное: у гитлеровцев идентификатором свой-враг была "нация", а у ленинцев-сталинцев - "класс". И то и другое - симулякры, заменяющие реальные общественные объединения-системы, определяющие мышление и поведение людей - культуры...
    И в 90-е года, когда ордынская система опять скинула шкуру, пытаясь сымитировать перемены, она "сделала" Солженицына, он попался на фейковую демократичность и либерализм России. Ну хотя бы смог провести остаток жизни за милым его зэковскому сердцу забором и колючей проволокой Рублевки.
    А вообще, невозможно обмануть того, кто не хочет обмануться. Пусть их, спорят с Поляковым кто правильнее любит Орду-Россию...
  • alt

    Евгений Ардаев 03.10.2014 14:20:02

    Насчёт Орды - Вы немножечко ошиблись. Орда во главе с всемирным ханом, собирающим дань с почти всей планеты, находится сегодня в Вашингтоне. Те, кто ему не подчиняется, сразу становятся "изгоями" и их бомбят. Ничего нового.
  • alt

    иван 06.10.2014 09:03:13

    Уважаемый ! Своим зловонием не отравляй Россиян. Не нравится тебе наша история, не нравится тебе наша жизнь, так скатерью дорожка. Славо богу граница для таких как ты у нас открыта.
  • alt

    Титов Виталий 27.09.2014 13:12:21

    Согласен с Ю. Поляковым. Сегодня нужно иметь мужество, чтобы так написать про Солженицина, как этого заслуживает такая противоречивая фигура нашей истории и литературы. Свой немалый талант этот человек потратил на разрушение собственной страны. Типичная одержимость.
  • alt

    Ирина Забуга 27.09.2014 14:07:12

    Я очень уважаю Юрия Полякова! Это настоящий писатель! Каждую фразу с удовольствием перечитываешь. Писатель от Бога, одним словом. Как писатель. Солженицин не стоит и пятки Юрия Полякова.
    Но меня удивляет, почему он так мягко и излишне деликатно пишет об этом подлеце и предателе???
    Этот мерзавец сделал своей стране столько плохого, что с ним может конкурировать в подлости только Горбачёв! Оба этих кадра уже давно презираемы в народе!!! А мы всё с ними чванькаемся! Боимся вслух сказать то, что думает каждый уже лет 20! Во всех случаях, Юрию Полякову спасибо за правду!
  • alt

    Николай Самойлов 14.10.2014 09:41:50

    Ирина, я тоже обожаю Полякова. Прочёл несколько его романов. Блистательно. Развлекательно!!! Но Солженицина я - уважаю! И преклоняюсь. Вы наверняка не были не только в тюрьме и лагере, но даже в армии не служили и уж конечно не воевали, и понятия не имеете, что доводится испытать человеку. На счёт презрения в народе - за всех не надо!
  • alt

    Антон Сергеевич 08.01.2015 01:11:34

    Ни в статье Ю.Полякова, ни в Ваших, Виталий, словах, не вижу достоверной информации. Каким образом А.И.Солженицын потратил свой талант на разрушение собственной страны? Уж не "Архипелаг ГУЛаг" вы имеете ввиду? "Архипелаг..." - это не художественное произведение, а энциклопедия лагерной жизни, произведение основанное на жизнях и костях. Однако есть два произведения, которые, по моему нескромному мнению, являются мощнейшими камнями, идущие в строительство РОССИИ - "Красное колесо" и "200 лет вместе". В первом, всеохватное описание событий, приведших к катастрофе ("революция" в переводе с латыни на греческий звучит именно так), и предостережения - как не следует поступать (по всей видимости высшее руководство РОССИИ с ними знакомо и им следует); во второй, подробный (без семофобии и антируситизма) разбор отношений двух великих народов и, главное, обоснование будущего нашей Родины со всеми народами, для её блага желающими трудиться. Солженицын - Патриот. Остальное спекуляции.
  • alt

    Антуан 27.09.2014 16:20:38

    Мстительный, злопамятный, усидчивый собиратель тюремного фольклора, Солженицын, очень дорог всем тем, кто ненавидит Россию, себя в России, и русского в себе. Называть Народного Лагерного Мстителя "большим писателем" стало модно у оголтелой части российских либералов, но писатель-то он даже не средний, а никакой. Хотя единственное его сочинение про Иван Денисыча, это несомненно удача. Автор без художественного вкуса не может считаться писателем. Но советскую систему он ненавидел люто. Чем и ценен для сегодняшнего режима.
  • alt

    Маркадер 27.09.2014 16:30:56

    Наконец-то хоть кто-то высказался, что Солженицын ничто для русской культуры. Из него сделали такого мученика, что только из этого его статуса мы все теперь должны его любить. Хочется спросить - зачем и почему!? Книги его редкостная дрянь. Жена же Солженицына теперь носится с его произведениями, как с списанной торбой. Если бы он был классическим писателем, то люди бы и так его читали. А она его навязала детям практически на государственном уровне. Так сказать, вас тошнило, а теперь будет и рвать.
    Юрию Полякову большое уважение!
  • alt

    Олег 27.09.2014 18:12:26

    Поляков наконец-то нарвался на то, что его назовут подлецом! Он в своей гнусной трилогии уже припечатал всех "дерьмократов"! Без ответа и обсуждений. А здесь уже извиниться пришлось
  • alt

    МихайLOVAсилыч 28.09.2014 03:06:05

    На мой взгляд он писатель. И Раковый корпус меня впечатлили и ГУЛАГ и Денисыч. Но Борца за свободу я просто не застал, а писать с него иконы он бы и сам запретил. Но и называть его потрясателем основ считаю перебор. Однако не понял почему это Поляков подлец и как он оскорбить вдову
  • alt

    Олег 28.09.2014 22:05:41

    Как это перебор,если только перепечатка ГУЛАГа тянуло на статью? А то, что, вернувшись, Солженицын имел всегда такое особое мнение! Икон не надо, но маленькие неточности по поводу его отъезда. Как это все в тренде! И вообще помните: " Прошлое России великолепно, настоящее выше всяких похвал, будущее превосходит самые смелые ожидания. Бенкендорф и Николай I. Не нужны сегодня Солженицын и Шаламов! Подождем
  • alt

    Евгений Фадеев 02.10.2014 18:20:53

    На Юрия Полякова пошла массовая атака тех, в чьих интересах работал Солженицын.
    Солженицын не руководствовался правдой-истиной, его творчество односторонне.
    Что заставляет человека предавать правду = разоблачать одну ложь и впадать в другую? - Личность, личный интерес, месть, желание выдвинуться, выслужиться. А за этим стоит неверные цели в жизни - материальные, а не духовные.
    Солженицын, например, "православный". У нас это считается за духовность. А он не читал Толстого о религии, церкви? Не читал других писателей, которые показывали, что церковная религия и религия как законы жизни человека две большие разницы?
    Поляков также ставит не верные цели. Якобы, служение Отечеству. Человек должен жить человеком, быть истинным человеком = истинно жить. А это значит служить богу = истине, а не отечеству, которое часто путают с его превосходительством.
    Если люди ставят целью истину, то они живут людьми. И страна от этого только будет лучше. Если истину отодвигают ради блага страны, то и люди не живут, и страна погибнет.
  • alt

    Николай Самойлов 14.10.2014 22:44:15

    Некоторым комментаторам тут - вы вообще Солженицына читали? Когда? Я вот в 1987 году Архипелаг прочитал после службы в армии. И был в шоке и ужасе от того в какой лжи и преступлении мы живём, распевая песни о партии, Ленине и героях войны. В голимой пропаганде. Получая талон на мясо либо колбасу на 1 кг. в месяц, 400 гр. масла, и две банки майонеза в руки в очереди в гастрономе. Дело, конечно, не в жратве, хотя и в ней тоже и в общей нищете - чтоб купить югославские сапоги надо было в Москву ехать или товароведа-родственника иметь, или две зарплаты заводских отдать на барахолке - забыли? А вообще - несчастное мы поколение, и не одно - такая каша у всех в башке... Женя Фёдоров тут такого накомментировал - свихнуться можно. Гонят на Солженицына! Фантастика! Свобода слова в комментариях! Урррра! Северная Корея, блин...
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть