Дорога на Харбин

Елена ЛОРИЯ

15.12.2015

В мае 1945-го умолкли пушки в Европе, но в Азии мировая война продолжалась с прежним накалом. Советские части спешно перебрасывались на Дальний Восток, чтобы сразиться с союзницей поверженного Гитлера — милитаристской Японией. Среди тех красноармейцев был и мой дядя, Яков Эраносов, офицер отдельного мостостроительного батальона инженерных войск. После Белоруссии, Литвы и Кёнигсберга его ждали сопки Маньчжурии.

В нашей семье в шкатулке с военными наградами хранится и медаль «За победу над Японией». После триумфального наступления Красной Армии капитан Эраносов благополучно вернулся домой. Но для 12 000 советских солдат и офицеров Поднебесная стала местом последнего упокоения. 

Кириллица с иероглифами

3 сентября нынешнего года в Пекине прошел парад в честь 70-летия окончания Второй мировой. Тысячи военнослужащих, пятьсот единиц техники, двести вертолетов, в числе гостей — главы иностранных государств. Столь масштабное событие состоялось в Китае впервые. Предыдущие 14 военных парадов, отгремевшие здесь с 1949 года, были посвящены исключительно годовщине образования КНР. Впрочем, это вовсе не означает, что китайцы не помнят ту войну. И советских солдат, помогавших им отстоять независимость.

В феврале 1945-го, на Ялтинской конференции Сталин пообещал западным партнерам после разгрома Германии выступить против японских милитаристов. В ночь на 9 августа главные силы 39-й армии перешли границу Маньчжурии. А уже 8 сентября в Харбине состоялся парад советских войск в честь окончательной победы. Но месяц боевых действий обошелся нам в двенадцать тысяч жизней.

Ухань, Шэньян, Чанчунь, Хайлар, Люйшунь, Далянь, Харбин. По географическим названиям легко прослеживается история сражений, а заглянув на местные мемориальные кладбища, можно оценить интенсивность боев.

В самом Харбине — пожалуй, самом русском из китайских городов, сейчас уже не осталось могил воинов-освободителей. Город застраивался, стремительно разрастался, и в какой-то момент русское кладбище оказалось на территории парка культуры. Рядом с аттракционами. 

В 1959 году власти Харбина объявили о закрытии двух русских кладбищ, расположенных в городской черте — Старого (возле Покровского храма) и Нового (Успенского). Захоронения начали переносить в пригород Хуаншань. Сегодня на русском участке здешнего кладбища покоятся останки 111 солдат и офицеров Красной Армии. Тут же рядышком лежат герои Русско-японской, священники, белоэмигранты, иные гражданские, скончавшиеся в Китае. Часть надгробных надписей — только на русском, где-то — с добавлением китайских иероглифов. Многие начертания на кириллице — с ошибками, и потому особенно трогательны. Видно, что сделаны они китайцами, провожавшими наших предков, как родных.

Этим летом Координационный совет соотечественников в Китае (КССК) опубликовал алфавитный список русских захоронений в Харбине. Для многих россиян это стало настоящим подарком. Да, они знали, что отцы и деды навечно остались в Поднебесной. Но где именно их похоронили, родственники даже не догадывались. Теперь появилась возможность приехать и поклониться.

По данным руководителя исторической секции Русского клуба в Харбине, наблюдателя КССК Сергея Еремина, план захоронений русского участка кладбища Хуаншань начали составлять в 2011 году. На многих могилах еще недавно не было ни крестов, ни памятников. 

Просто холмики. Большая часть заброшенных погостов располагалась на запущенной северной части кладбища. А потом началась большая работа. В итоге к 2015-му безымянных могил стало меньше почти вдвое. 

— Когда власти Харбина решили ликвидировать старые кладбища в черте города, большинство родственников похороненных там людей уже уехали из Китая, — рассказал «Культуре» председатель Всемирного конгресса соотечественников Михаил Дроздов. — И отслеживать процесс было просто некому. Поэтому в Хуаншань перенесли лишь часть могил и отдельные обелиски. Причем мы не уверены, что под всеми стелами изначально были захоронения. Например, это касается памятника погибшим в Русско-японской войне. Впрочем, даже если под ним и нет останков, все равно он бесценен. 

Возвращение в Порт-Артур

В сентябре 2010 года в бывшем Порт-Артуре (ныне район Люйшунькоу мегаполиса Далянь) торжественно открылся отреставрированный мемориал русским и советским воинам. Его перенесли на местное кладбище в 1999-м. Ранее он высился на центральной площади Даляня (тогда она носила имя Сталина, ныне — Народная).

Монумент воинам-освободителям в 1955-м установили китайцы. Под памятником советскому солдату — золотая благодарственная надпись: «...Великий подвиг Советской Армии в деле защиты мира во всем мире и свободы всего человечества будет жить в веках! Вечная память советским воинам, героически погибшим при разгроме японского империализма! Да здравствует вечная, нерушимая, братская дружба народов двух стран — Советского Союза и Китая!»

В советской части кладбища сейчас 1323 могилы, где упокоены 2030 человек. Мемориал в Даляне — крупнейшее русско-советское военное захоронение в Поднебесной. Официально оно называется «Мемориальное кладбище советских воинов-героев». Но есть тут и могилы гражданских, целый «детский» участок и захоронения служивых, погибших в Русско-японской. Здесь также лежат наши летчики, сбитые в Корейской войне. На их могилах — каменные надгробия с изображением самолетов.

— Это кладбище в идеальном состоянии, оно восстановлено полностью, в том числе могилы царских солдат и офицеров. Но к ним здесь отношение неоднозначное, — признается Михаил Дроздов. — Когда в 2010-м на открытие отреставрированного мемориала прибыла официальная делегация из России во главе с Дмитрием Медведевым, ее членов вежливо завернули, не дав пройти к той части кладбища. Конечно, китайцы помнят, что наши соотечественники, участвовавшие в конфликте 1905–1907 годов, боролись с японцами, особенно тут нелюбимыми. Но, с другой стороны, тогда две империалистические державы — Россия и Япония — сцепились за свои собственные интересы на территории Китая, ослабленного в результате череды опиумных войн и интервенций. Поэтому военнослужащих царской армии в КНР вспоминают с прохладцей. А вот советских воинов, которые освобождали Маньчжурию, считают подлинными героями...

Дальний — так назвали русские город, заложенный в 1898 году на месте рыбацкой деревушки Циннива, арендованной у Китая. История России тесно связана с этим местом. На современном воинском кладбище на улице Цинюньцзе — 371 могила солдат и офицеров Красной Армии. Мемориал находится под управлением и охраной городской администрации.

На воротах кладбища — красные звезды. Рядом висит табличка с номером телефона. Чтобы пройти внутрь, надо позвонить. На гражданских надгробиях — кресты, над могилами советских бойцов, погибших в августе 1945-го на полуострове Ляодун, — звезды. Самое старое захоронение — капитана 1-го Восточно-Сибирского полка Григорьева, датировано годом основания Дальнего. Самые поздние относятся к 1956-му. 

— Советское воинское кладбище Цинюньцзе было довольно запущенно, и Русский клуб решил, что его необходимо привести в порядок. Начали рассылать письма, искать деньги. На помощь пришел Российский региональный общественный фонд имени Ахмата Кадырова, — говорит Дроздов. — Кому принадлежат те или иные могилы, волонтеры устанавливали по обрывкам старых фотографий и записей.

В Шанхае все спокойно

Китай вполне добросовестно выполняет международное соглашение по уходу за воинскими захоронениями. При необходимости правительство бережно переносит памятники и могилы, существующие кладбища ухожены. Сейчас на территории Поднебесной находятся 79 военно-мемориальных объектов. Из них пять недавно были отреставрированы. Например, Кладбище павших героев-добровольцев советских ВВС в Ухане. В 1938-м из СССР в Китай отправился отряд летчиков, которые участвовали в народной войне с японскими захватчиками. Более ста советских асов погибли, 15 из них покоятся в Ухане. В День поминовения усопших — Цинмин — китайцы приходят сюда с цветами.

— Если говорить о крупных воинских захоронениях в Китае, то есть еще русский участок кладбища в Урумчи, на северо-западе страны, — напоминает Михаил Дроздов. В той части, где похоронены военные, все в идеальном состоянии. А на «гражданской» аллее, где покоятся эмигранты, царят ужас и запустение. Кресты повалены, разбиты, могилы запущены. Впечатление такое, будто в любой момент сюда могут пригнать экскаваторы и сравнять все подчистую. А потом начать какое-нибудь строительство.

Несмотря на то, что крупнейшие русско-советские кладбища в Китае отреставрированы и ухожены, в стране еще немало безымянных могил. И волонтеры продолжают разыскивать документы, изучать архивы, возвращать имена неизвестных героев. Эта совместная работа полезна для обеих сторон. Мы бережем свои корни, а наши дальневосточные соседи не дают молодому поколению забыть о тех, кто помог Поднебесной обрести независимость.