Каждой сестре — по вишневому саду

Андрей ЩИГОЛЕВ

31.08.2012

Итогом месячной работы Летней киноакадемии, по замыслу организаторов, должны были стать несколько десятиминутных картин.

Тема всех работ — «Чехов сегодня». Но первый же день принес первые сюрпризы. Преподавателям Академии впору было крепко призадуматься — лишь три заявки более или менее отвечали заданным критериям. Студентов киноакадемии дебютантами можно назвать условно — у каждого за плечами диплом профильного вуза. И тем не менее, кто-то на голубом глазу предлагал поставить фильм ужасов, кто-то — полнометражную вариацию на тему «Бесов». И лишь один из проектов напоминал литературный сценарий.

Оценив бурную фантазию, руководитель режиссерской мастерской Андрей Эшпай предложил свой выход из положения: режиссерам следовало объединиться и ограничиться тремя проектами. На то, чтобы сделать фильм с нуля, — чуть меньше месяца, разлинованного плотным графиком лекций и мастер-классов. Выбор объектов был ограничен зданием Театра Киноактера, при этом обязательное условие для съемочных групп — задействовать в работах всех актеров. Академия в свою очередь предоставила полную техподдержку — от цифровых камер RED до команды осветителей.

За месячный срок студентам необходимо было написать и утвердить сценарий, сформировать творческие команды, разработать режиссерскую экспликацию, подобрать актеров, снять и смонтировать фильм. График довольно суровый — на весь съемочный период всего пять смен.

Экзамен на выносливость, впрочем, с успехом выдержали все. График, правда, сказался на качестве: Чехов в большинстве работ присутствовал разве что строчкой в титрах.

За примерами того, как современный кинематограф использует наследие Чехова, далеко ходить не надо — тут можно вспомнить хотя бы «Чеховские мотивы» Киры Муратовой или — самый свежий пример — прошлогоднего каннского призера «Однажды в Анатолии» Джейлана, где почти дословно перенесен на экран чеховский «Следователь». Доказывать актуальность чеховской прозы нет нужды — проверено временем — но перенесение литературы на экран подразумевает все-таки художественную адаптацию. С этим как раз возникли проблемы.

Выпускница ВГИКа Наталья Говорина восприняла задание буквально. Решив, что чем больше Чехова хорошего и разного, тем сильнее, тем стойче его дух. В результате получилось короткометражное ассорти из чеховских героев и монологов невпопад про то, как «Три сестры» встретились в «Вишневом саду». Это могло бы, наверное, получиться забавным, если бы все не было так серьезно.

Похожая проблема возникла еще в одной работе: ребята взялись за экранизацию «Актерской гибели», превратив ее в набор сценок. Занятнее это получилось в работе «Мировая душа», где в эффектном пародийном ключе обыгрываются растиражированные чеховские мотивы.

Лучшей работой первого академического выпуска, пожалуй, стала короткометражка «За 5 минут до рассвета» — вольная экранизация «Загадочной натуры». Отступив от чеховского текста, Ольга Зуева и Антонио Каро Березин сделали акцент на создании атмосферы. Несколько ярких образов, пара любопытных находок и — вуаля! — заиграло.

Едва ли стоит оценивать работу Академии только по этим лентам. Процесс, конечно, гораздо важнее результата. Об этом скажут и педагоги Академии, имевшие возможность оценить итог с учетом пройденной дистанции. Которая стала для каждого своей. Хотя даже по этим фильмам очевидно, что актеры и операторы оказались подготовленными намного лучше, чем режиссеры, а нескольких ребят можно смело брать на карандаш — их ждет хорошее будущее.

Вадим ЮСОВ: Я нахожусь под впечатлением, я ошарашен. Все работы очень разные и воспринять их без аналитичного подхода достаточно непросто. Очень много прекрасных составных в каждом фильме. Прежде всего, я обращусь к изобразительному решению. Во всех работах по-своему найдена пластика, подходящая атмосфере, всем присуще внимание к актерам. Меня очаровали прекрасные, выразительные портреты исполнителей. Для оператора это очень важно: увидеть лицо актера, его глаза, мимику до мельчайших деталей. Здесь было и режиссерское внимание к этой детали. Поздравляю участников с успехом. Для того чтобы анализировать и внедряться в эту ответственную работу, нужно время. Пока я не готов к серьезному искусствоведческому анализу.

Андрей ЭШПАЙ: Рад, что вы прошли путь от падений до взлетов. За две недели я наблюдал разные состояния от полного отчаяния до радости — в общем, вы прошли полную кинематографическую программу. В любом возрасте, когда начинаешь картину, это страшно. Этот цикл ощущений будет вас сопровождать всю жизнь. Это, как ни странно, и есть то, что притягивает к нашей профессии. Я надеюсь, что ваши работы достойны просмотра более широкой аудиторией. Естественно, у меня есть еще соображения, что можно отрезать, подправить. Но все-таки, в каждом фильме вы пытались найти свой язык, свою стилистику.