24.12.2014
культура: Юбилей, Новый год — праздничные приготовления не утомляют?
Латынина: Очень люблю праздники — это радость общения с близкими людьми. Всегда отмечаем значимые даты большой компанией. 2015-й поедем встречать к дочке.
культура: Какой Новый год больше всего запомнился?
Латынина: Наверное, 1957-й. Возвращались с Олимпийских игр в Мельбурне. Во Владивосток прибыли в канун Нового года, затем поездом отправились в Москву. Благодаря разнице во времени отмечали чуть ли не на каждой станции. К тому же везде нас встречали счастливые люди, поздравляли с успешным выступлением на Олимпиаде. Дарили подарки. В каждом купе стояла наряженная елочка. Все были молодые, жизнерадостные. С большим удовольствием вспоминаю эту поездку.
культура: Вы окончили школу в Херсоне с золотой медалью, поступили в Киевский политехнический институт, но оставили его ради спорта. Тяжело было принять такое решение?
Латынина: Первое время училась хорошо. Но когда начались сборы, пришлось пропускать занятия. После второго курса поняла — на таком же уровне, как в школе, учиться не получится. Я по натуре максималистка, и меня угнетало, что из-за сборов и соревнований не могу быть среди лидеров по успеваемости. Однажды пришла сдавать зачет, а преподавательница спрашивает: «Почему не вместе со своей группой?» Cказала, что участвовала в соревнованиях в Париже. В ответ услышала: «Девочка, это политехнический институт ордена Ленина, здесь нужно учиться денно и нощно, а не кувыркаться на ваших аппаратах». Сильно обиделась. Побежала в слезах к тренеру.
культура: Что он посоветовал?
Латынина: Александр Семенович Мишаков сказал: «Хочешь быть инженером — оставайся в политехническом. Там есть секция гимнастики, будешь в нее ходить для здоровья. Если же рассчитываешь стать выдающейся спортсменкой, переводись в физкультурный». Так и сделала. После Игр в Мельбурне сдавала зачеты по плаванию и так нахлебалась хлорированной воды, что меня рвало. Но по-другому не могла, поскольку добросовестно относилась к любому делу, за которое бралась.
культура: Бойцовский характер сформировался еще в детстве?
Латынина: Была сверхшустрым ребенком. Играла чаще с мальчишками. Во время футбольных баталий стояла на воротах. Ненавидела пропускать голы, сильно злилась. Во всем хотела быть лучшей. Помню, в шесть лет с двумя друзьями решили пробежаться на скорость. Нарисовали мелом старт и финиш. По ходу забега ребята стали обгонять. И тогда я рыбкой нырнула вперед. Прокатилась руками по асфальту. Пальцы распорола до косточек. Но вскочила и гордо крикнула: «Моя победа!» И в школе всегда должна была быть только первой. Думаю, поэтому мне и удалось окончить ее с золотой медалью.
культура: Гимнастику в Вашей жизни мог вполне заменить балет...
Латынина: В детстве часто представляла, как танцую на сцене огромного зала, а зрители аплодируют. Однажды увидела в городе объявление об открытии хореографической студии. И расстроилась... Обучение в ней стоило 50 рублей в месяц. Почти половина маминой зарплаты, а других денег в семье не водилось, ведь папа погиб под Сталинградом. Тем не менее мама, не задумываясь, заплатила за обучение. Была счастлива, когда в Херсон приехала знаменитая балерина Ольга Лепешинская. Тогда впервые увидела, что такое настоящее искусство.
культура: Закрытие хореографической студии стало серьезным ударом?
Латынина: Катастрофой! В школе не находила себе места. Успокоилась, когда случайно увидела, как в спортзале проходят занятия по гимнастике. Через три месяца после начала занятий победила на соревнованиях в Херсоне. Так началась моя спортивная карьера.
культура: Насыщенная победами, но и непростыми моментами. На ЧМ-58 выступали на пятом месяце беременности...
Латынина: Перед поездкой на сбор узнала от доктора, что жду ребенка. Я — в слезы. Как же так? Через два месяца чемпионат мира. Понимала, надо рожать. Боялась, что не смогу иметь в будущем детей. С другой стороны, крупные соревнования, конкуренция в сборной высочайшая. Доктор успокоил, посоветовал ехать на турнир, а потом рожать. Единственное условие: никто не должен знать о беременности, даже тренер. Держать в тайне информацию было сложно, но пришлось закрыть рот на замок и терпеливо работать. В итоге стала абсолютной чемпионкой, а 17 декабря 1958-го родилась дочка Таня.
культура: В 32 года Вас назначили старшим тренером сборной СССР. Груз ответственности не давил?
Латынина: Традиционно помогал боевой характер. Живу по принципу: не отступать и не сдаваться. Первый сбор под моим руководством команда проводила в Цахкадзоре. Каждое утро устраивала тренерский совет. Ставила общую задачу, выслушивала индивидуальные планы, корректировала их соответственно поставленным задачам. Если видела, что у гимнастки есть проблемы, обращала на это внимание ее личного наставника, дабы он не терял авторитет в глазах ученицы. Работу надо строить на взаимном уважении. Через мои руки прошло много замечательных спортсменок. Они завоевали десять золотых медалей. Можно сказать, что при непосредственном участии Ларисы Латыниной страна получила 19 медалей высшей пробы на Олимпийских играх.
культура: Некоторые воспитанницы доставляли много проблем. К примеру, Ольга Корбут, которая отличается непростым характером.
Латынина: Нам с тренером Ольги — Ренальдом Кнышем — приходилось много тратить сил, чтобы достучаться до нее. Но когда Корбут выходила на помост, выступала потрясающе. К Ольге нужно было искать особые подходы. Если тренер повышает голос или применяет силу, он расписывается в собственном бессилии. Я всегда проводила совместные беседы со спортсменами и их наставниками. Когда смотрю на то, что сейчас происходит в сборной страны, у меня болит душа. Старший тренер Андрей Родионенко жалуется на короткую скамейку запасных, кивает на демографический кризис 90-х, рассказывает, что «девочки находятся в пубертатном периоде». Разве в наше время не было подобных проблем?! Сегодня на базе «Озеро Круглое» созданы идеальные условия для подготовки. Мало где есть что-то подобное. Надо правильно работать, и победы придут.